Как делается чип тюнинг двигателя?

Содержание

Что такое чип тюнинг двигателя?

Как делается чип тюнинг двигателя?

В последнее время среди автолюбителей набирает популярность некая функция для улучшения конфигураций двигателя под названием «чип тюнинг». Что такое чип тюнинг? Это действенный шанс усовершенствования технических способностей двигателя без механического воздействия, но так ли это на самом деле? Какие особенности и подводные камни имеет данный способ «прокачки» автомобиля, и при каких обстоятельствах стоит использовать эту возможность?

Продвинутый чип-тюнинг двигателя проводят в профессиональных мастерских.

Что дает чип тюнинг — плюсы и минусы

Этот вид перепрошивки агрегата заключает в себя довольно внушительное количество плюсов и практически не имеет недостатков, анализ этих параметров помогает понять что такое  чип тюнинг. Среди преимуществ можно выделить следующее:

  • Экономия денег. Этот пункт очень важен для многих владельцев авто, если учитывать нынешние негативные тенденции по тратам на содержание «железных коней». Данный вариант намного эффективнее и дешевле относительно иных способов улучшения характеристик мотора, а именно: изменение конструкции мотора, модернизация впускных-выпускных систем.
  • Мощность. Необходимо подчеркнуть, что мощность двигателя значительно увеличивается и раскрывает весь свой потенциал, который мог быть урезан производителем в соответствии с экологическими нормами, в соображениях маркетинг и тд.
  • Топливо. После чипирования вы легко прочувствуете все прелести использования того или иного вида топлива, будь то 95-ый бензин, или 98-ой, или даже газ.
  • Эвентуальность. Чип тюнинг имеет гибкие возможности под потребности каждого водителя. Во-первых, можно выбрать любую требуемую прошивку, во-вторых, можно произвести настройку под любое необычное «железо» и доработать ДВС, в-третьих, процесс чипирования полностью обратим и в любой момент позволяется откатить изменения.

Плюсы чип тюнинга двигателя

Из минусов, пожалуй, можно выделить:

  •  Повышение расхода топлива при агрессивной езде.
  •  Возможное незначительное снижение ресурса двигателя.

Какие моторы можно чиповать

Чиповать можно любую современную инжекторную машину, которая имеет ЭБУ. ЭБУ- это компьютер контролирующий работу мотора и всех его составляющих.  Такую же процедуру можно проделать для любого другого транспортного средства и даже дизельной электростанции.

Плата ЭБУ двигателя

Как делается чип тюнинг

Существует несколько вариантов чиповки, зависящий от ценового диапазона и целей владельца машины. Самый распространённый тюнинг – это простая перенастройка оригинального «родного» программного обеспечения блока управления, при помощи компьютера и специальной программы. Есть и менее доступный, но более продуктивный тип тюнинга, который включает в себя работу со сторонним программным обеспечением ЭБУ и в результате достигает большей производительности и высших технических конфигураций, несмотря на дороговизну – это лучшая модернизация авто.

Касательно самого процесса чиповки – все предельно легко и делится на 3 этапа.

  • Считывание штатной программы из командоконтроллера.
  • Корректировка считанного материала и командоконтрольных сумм.
  • Записывание изменений и обновленной прошивки в сам командоконтроллер.

В результате преобразований чип тюнинг дает увеличение тяговых возможностей авто, а упрощенный вид программирования не отбирает много времени и сил.

Стоит ли чиповать двигатель

Исходя из всех вышеперечисленных аргументов, поняв что такое чип тюнинг, время подвести итоги. Если вы долго сомневаетесь по поводу целесообразности перепрограммирования, то сомнения у вас отпадут только после того, как вы прокатитесь на обновленной машине после проведенных работ.  Опасностей в этой процедуре нет, если соблюдать все меры предосторожности и серьезно подойти к этому вопросу, дабы избежать дальнейших неприятностей. Если вы готовы на этот шаг, строго придерживайтесь таких правил:

  1. Взвесить все «за» и «против», потом уже приступать к решительным действиям.
  2. Производить настройку нужно с умом, очень важно соблюдать баланс, что бы не снизить ресурс двигателя.
  3. Доверяйте настройку исключительно профессионалам, гаражные условия исключены. Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия по этому поводу, должно использоваться только профессиональное программного обеспечения и спецоборудование.

Когда есть возможность обновить и довести до приближенного совершенства вашу любимую машину, то почему бы это не осуществить в реальности? Соблюдайте правила и у вас все получится!

Источник: https://automotolife.com/tuning/chto-takoe-chip-tyuning-dvigatelya

Делаем чип-тюнинг двигателя своими руками

Как делается чип тюнинг двигателя?

Сегодня на повестке дня ещё один спорный вопрос, по поводу которого автолюбители сломали немало копий. Поговорим о чип-тюнинге двигателей. Существует масса сторонников этой процедуры, заявляющих, что ничего плохого в ней нет. Есть и множество противников, утверждающих, что неквалифицированное вмешательство в электронный блок управления машины ничем хорошим не заканчивается. Так кто же прав в этой ситуации? И вообще — что это за процедура? Попробуем разобраться.

Что такое чип-тюнинг?

Любой современный автомобиль оборудован электронным блоком управления (ЭБУ), который отвечает за множество функций: зажигание, своевременный впрыск топлива и многое другое. Блок делает это, потому что в нём установлена специальная программа, в среде автолюбителей называемая прошивкой. Как и любую другую программу, её можно оптимизировать, пропатчить, а в случае крайней необходимости полностью стереть и заменить новой. Чип-тюнинг — это процесс оптимизации или полной замены прошивки в ЭБУ автомобиля, позволяющий полнее раскрыть потенциал мотора.

Какие двигатели можно чиповать?

Чиповать можно любой двигатель, оборудованный ЭБУ. Разница будет лишь в процедуре тюнинга (которая зависит от типа двигателя) и в конечных результатах замены прошивки. Чип-тюнинг рекомендован для следующих двигателей:

  • турбированные двигатели. Для двигателей этого типа чип-тюнинг особенно эффективен. С помощью замены прошивки мощность мотора вполне реально повысить на 20–25%;
  • дизельные двигатели. И в этом случае чип-тюнинг может дать существенный прирост мощности, особенно если это турбодизель. Крутящий момент двигателя может возрасти на треть, а число лошадиных сил — на четверть;
  • двигатели атмосферные. Тут эффект от тюнинга гораздо скромнее. Максимум, что удастся выжать от замены прошивки — это увеличение мощности на 9–10%;
  • ГБО-двигатели. Если на машине установлено газовое оборудование, то чип-тюнинг является не прихотью, а необходимостью, поскольку с переходом на другой вид топлива в двигателе меняется множество рабочих характеристик.

Обратите внимание: перед проведением работ обычно проводят детейлинг моторного отсека. Это помогает дольше содержать его в чистоте, а в отличие от обычной мойки, метод бережёт целостность всей электроники.

Влияние чип-тюнинга на двигатель

Прежде чем перечислять плюсы и минусы чип-тюнинга, следует чётко уяснить одну вещь: качественная прошивка ЭБУ — это программа, прошедшая тестирование на тысячах машин. Подобные программы есть, но их мало и они, как и любое лицензионное ПО, стоят очень дорого.

Обычно ситуация, с которой сталкивается автолюбитель, выглядит так: он пригоняет машину в сервис, там его уверяют, что у них только фирменное ПО от производителя авто.

Читайте также  Можно ли подливать масло в горячий двигатель?

Потом ЭБУ перепрошивается и автолюбитель сразу же чувствует разницу: мотор действительно стал мощнее! Но если прошивка является «пиратской» и плохо протестирована (а в 70% случаев именно так и будет), то радость водителя продлится очень недолго. Машина проходит 10–20 тыс. км и начинаются неприятности:

  • возникают проблемы с коробкой передач (особенно если коробка автоматическая);
  • если смесь, подаваемая после неправильного чип-тюнинга, станет слишком обогащённой, это гарантированно станет причиной прогорания клапанов;
  • могут возникнуть нарушения в системе впрыска двигателя, что приведёт к его перегреву. Эта проблема станет особенно актуальной в жаркие летние дни;
  • выхлопные газы, образовавшиеся после сгорания слишком богатой смеси, имеют высокую температуру и способны расплавить ячейки катализатора (а это очень дорогая запчасть);
  • проблемы с детонацией. Если детонация возникает при штатной прошивке, то водитель сразу же видит на приборной панели сообщение CHECK ENGINE. А если прошивка «пиратская», то датчик детонации в ней может быть попросту отключён, так что водитель ничего не будет знать об этом разрушительном процессе до тех пор, пока мотор не выйдет из строя;

С другой стороны, грамотный чип-тюнинг, выполненный с помощью качественного ПО, имеет и плюсы:

  • значительно улучшаются тягово-скоростные характеристики двигателя;
  • снижается расход топлива (правда, незначительно — всего на 4–6%, но тем не менее);
  • чип-тюнинг улучшает характеристики мотора без механического вмешательства, что намного дешевле по сравнению с традиционной процедурой форсирования двигателя;
  • новая качественная прошивка устраняет массу ошибок, которые имеются в ранней версии этой программы;
  • некоторые версии прошивок дают возможность снимать заводские ограничения скорости;
  • грамотно сделанную прошивку можно легко откатить до предыдущей, заводской версии;

Отзывы автолюбителей о чип-тюнинге, как уже говорилось, весьма противоречивы. Если попытаться привести их к какому-то общему знаменателю, то можно сделать 3 вывода:

  • успех перепрошивки напрямую зависит от качества ПО;
  • заниматься чип-тюнингом должен только тот, кто хорошо представляет себе, что делает. Дилетантство здесь совершенно недопустимо;
  • даже если чип-тюнинг проведён по всем правилам, он всё равно ускоряет износ двигателя. Это признают как сторонники процедуры, так и её противники. И всё сводится не к тому, будет ли мотор изношен, а к тому, насколько сильно он будет изношен;

Виды чип-тюнинга

Следует отметить, что перепрошивка ЭБУ двигателя — далеко не единственный способ увеличить его мощность. Чип-тюнинг бывает двух видов:

  • тюнинг за счёт перепрограммирования управляющего блока машины;
  • тюнинг с помощью подключения специальных модулей оптимизации (таких, как TunungBox, к примеру);

О перепрошивке уже было сказано выше, а вот о модулях следует рассказать немного подробнее.

Оптимизационные модули подключаются непосредственно к ЭБУ двигателя. Их назначение — корректировать сигналы, поступающие с этого блока. При этом штатная прошивка в ЭБУ не переписывается и риск её повреждения минимален. Поставить такой модуль сможет даже начинающий автолюбитель. Именно поэтому ниже будет описана последовательность установки одного из таких модулей.

Последовательность установки модуля чип-тюнинга

Перед началом работы следует подготовить всё необходимое.

Инструменты и расходные материалы

  1. Модуль оптимизации RaceChip.
  2. Кабель для датчика давления.
  3. Комплект торцовых головок.
  4. Комплект крепёжных хомутов.
  5. Набор торцовых головок с воротком.

Последовательность действий при установке модуля

  • зажигание автомобиля выключается, открывается капот;
  • теперь необходимо подождать 5 минут, чтобы убедиться в отсутствии остаточного тока;
  • защитный кожух двигателя откручивается с помощью торцовых головок и снимается;Защитный кожух двигателя откручивается и снимается
  • на двигателе необходимо найти рампу коммон рэйл (common rail), которую легко заметить по нескольким отходящим от неё трубкам;Несколько трубок, отходящих от рампы коммон рэйл
  • на конце рампы находится трёхконтактный разъём датчика давления;На конце рампы расположен датчик давления
  • штекер этого разъёма отключается вручную;Штекер датчика давления вынимается вручную
  • штекер кабеля, поставляемого в комплекте с модулем, вставляется в освободившийся разъём датчика давления, другой конец этого кабеля подключается к вынутому штекеру;Дополнительный кабель оптимизационного модуля подключён к разъёму датчика давления
  • после установки кабеля необходимо проверить правильность его подключения с помощью контрольной лампы. Для этого включается зажигание. Лампа должна гореть постоянно, зелёным светом;Подключение кабеля проверяется с помощью зелёной лампы
  • если проблем с лампой нет, она снимается, а на её место вручную прикручивается оптимизационный модуль;Модуль оптимизации подключается вместо контрольной лампы
  • с помощью специальных хомутов, входящих в комплект поставки модуля, он закрепляется как можно дальше от горячих поверхностей двигателя, таких, как коллектор;Модуль закрепляется с помощью специальных хомутов

Подводя итог, можно сказать следующее: перепрошивка ЭБУ — это процедура, выполнять которую должны только профессионалы, у которых в наличии есть настоящие лицензионные прошивки. И даже после удачной прошивки необходимо длительное тестирование машины на специальном оборудовании, которое, опять же, есть только у профессионалов.

Лишь в этом случае автолюбитель может быть уверен в том, что чип-тюнинг не уничтожит раньше времени двигатель, коробку передач или катализатор. Если же помощь профессионала автолюбителю недоступна, то остаётся второй вариант: подключение модуля. Да, возможно, это не так эффективно, как полная перепрошивка ЭБУ.

Но это и не так разрушительно.

  • Алексей Степанов
  • Распечатать

Adblock
detector

Источник: https://autoclub.su/delaem-chip-tyuning-dvigatelya-svoimi-rukami/

Как сделать чип-тюнинг двигателя своими руками

Как делается чип тюнинг двигателя?

Каждый автовладелец со временем начинает мечтать о новой, более мощной машине. И если раньше это сделать можно было, только купив новую, то сегодня вариантов улучшить мощность, скоростные и другие динамические показатели авто существует несколько. Одним из самых популярных способов улучшения динамики мотора машины сегодня считается чип-тюнинг.

Стоимость этой процедуры на специализированном автосервисе достаточно невысокая, всего несколько тысяч рублей. Однако наши автолюбители очень часто пытаются сделать всё самостоятельно. Это вполне возможно. Для этого вам понадобится или же тщательно изучить особенности работы чип-тюнера, или же довериться разработчикам чип-боксов и просто подключить уже готовое, купленное в магазине оборудование.

Рассмотрим детально процедуру чип-тюнинга каждым из методов своими руками.

Установка чип-бокса

Если вы не хотите тратить много времени на тюнинг, то можете просто установить чип-бокс

Одним из самых простых вариантов сегодня считается установка чип-боксов. Этот метод чиповки вполне доступен даже для начинающих. Для этого понадобится лишь разобраться с тем, какой у вас двигатель и приобрести для него подходящий чип-бокс.

После этого надо найти стандартный диагностический разъём электронного блока управления и подключить через него дополнительное устройство. После установки корректировку работы электронного блока управления модуль будет выполнять сам. На этом процедура закончена. Делается она достаточно просто и за очень короткое время.

При необходимости снятие устройства также происходит просто и очень быстро, а все заводские настройки автоматически возвращаются.

Здесь возникает вопрос в другом, стоит ли доверять таким устройствам или лучше всё-таки производить прошивку чипа? Ведь согласно отзывам, боксы по-разному влияют на параметры двигателя, к тому же вследствие их установки многие отмечали снижение ресурса двигателя автомобиля и других его систем.

Прошивка чипа своими руками

Прошивка чипа, как правило, более эффективна, так как при проведении этой процедуры происходит не подмена сигналов, а настраивается вся электроника двигателя. В результате этого можно добиться качественного улучшения работы всей электроники автомобиля.

Перепрошитый блок управления позволит увеличить мощность двигателя, повлияет на работу кондиционера, что, в свою очередь, улучшит работу авто на холостых оборотах.

Настройка позволит сократить время разгона машины и снимет скоростные ограничители, снизит расход топлива, токсичность выхлопов, заставит работать все бортовые электроприборы правильно, но более эффективно, так как большинство заводских настроек занижают и стараются сэкономить ресурс. Это никак не повлияет на ресурс работы, ведь вследствие чипования вы просто станете использовать всю электронику авто по максимуму.

Для того чтобы осуществить прошивку чипа ЭБУ своими руками, потребуется гораздо больше усилий. Вам необходимо будет разобраться с тем, как сделать чип-тюнинг своими руками, иными словами, самому изучить все тонкости и особенности работы чип-тюнера. Разобраться с тем, как работает двигатель, достать или купить необходимое оборудование и только после этого можно будет переходить к самой процедуре чипования.

Читайте также  Стоит ли делать чип тюнинг двигателя?

Сам процесс прошивки двигателя может отличаться в зависимости от возраста автомобиля. На более старых машинах эта процедура производится достаточно сложно. Ведь для того чтобы всё сделать, необходимо разбирать ЭБУ, распаивать резисторы и впаивать новую микросхему. И только после этого можно запускать программу для прошивки. На новых машинах, тех, которые выпущены в последнее десятилетие, процедура чиповки производится проще, всё можно сделать без разборки через диагностический разъём.

Что понадобится для чип-тюнинга?

Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:

  1. Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
  2. Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
  3. Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
  4. Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
  5. Адаптеры для соединения с портом автомобиля.

Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:

  1. Микросхема — её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
  2. Панель для микросхемы — так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали — защита микросхемы.
  3. Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.

Подготовка к прошивке

Перед тем как начинать делать чип-тюнинг своими руками, нужно проверить мотор машины на исправность. Очень важно, чтобы всё работало правильно, иначе результаты работы могут быть самыми неожиданными или даже навредить вашему автомобилю.

Далее подготавливаем рабочее место. На месте, где вы собираетесь работать, у вас должен быть свободный доступ к сети, чтобы в неподходящий момент ваш ноутбук не разрядился.

Сначала вам понадобится запустить ноутбук, установить на него необходимое программное обеспечение, драйвера, подключить к нему программатор. Всё оборудование необходимо установить надёжно, лучше закрепить, чтобы во время работы оно не могло сдвинуться.

Последовательность прошивки чипа без доработки ЭБУ

Здесь всё так же достаточно просто. После того как необходимые программы и драйвера установлены на компьютер, колодка адаптера подключается к диагностическому порту. Зажигание при этом должно быть отключено. Далее запускается ноутбук, включается зажигание.

После этого запускается Flasher и выбираются ошибки, которые необходимо устранить. После того как ошибки удалены, запускаете новый файл с прошивкой и ждёте, пока закончится настройка. Только после того, как всё завершено, отключаете зажигание, ждёте минимум минут 5 и включаете зажигание снова. Смотрите, что выбивает вам Flasher.

Если после настройки опять бьют ошибки, то процедуру следует провести заново.

После того как всё завершено, запускаем двигатель и смотрим, как работает автомобиль. Если всё нормально, то процедура прошивки на этом завершена.

Последовательность выполнения работ с доработкой ЭБУ

Как уже было обозначено ранее, сделать чип-тюнинг двигателя на старых машинах гораздо сложнее. Ведь сначала нужно будет заменить микросхему в ЭБУ, и только потом приступать к программированию и настройке.

Сначала необходимо демонтировать ЭБУ. Для этого необходимо снять панель над правой и левой консолью. Блок находится слева. Для того чтобы его снять, нужно отвести фиксатор и осторожно, не касаясь контакта, вынуть разъём из гнезда. Далее откручиваем болты крепления и снимаем вместе с кронштейном сам блок питания.

После этого блок необходимо вскрыть: отгибаете фиксаторы и снимаете крышку. Под ней вы найдёте печатную плату. С платой следует работать очень осторожно, так как её очень легко повредить.

Вам необходимо заменить микросхему. Стандартный чип имеет 28 выходов, и перед тем как его заменить, необходимо пометить чем-то первый выход. Снимаете микросхему с платы, аккуратно отжав верх, или же, если она запаяна, то просто перекусив все места соединения бокорезом. Далее устанавливаете новый чип. Важно проследить чтоб нигде не было перекосов. Если микросхема была впаяна, восстанавливаете пайку. После того как всё сделано, закрываете крышку ЭБУ, устанавливаете на место, соблюдая обратный порядок всех работ.

Когда всё установлено, подключаете ноутбук к диагностическому порту, включаете зажигание и дальше выполняете прошивку. Обычно на калибровку уходит около получаса. После того как программа завершит свою работу, отключаете зажигание, ноутбук. Для того чтобы проверить работоспособность двигателя с новой калибровкой, необходимо подождать минут 10 и только после этого заводить мотор. Если автомобиль завёлся и всё работает, то настройка произведена успешно. Если же нет, опять выключаем зажигание, ждём минут 5–10 и дальше всё повторяем заново.

Возможные последствия самостоятельной прошивки

Самостоятельная чиповка — это не только способ сэкономить, но и возможность освоить для себя что-то новое, изучить устройство и работу своего автомобиля. Возможность лучше разбираться в возникающих проблемах машины. А если сильно понравится и всё получится, то можно стать профессиональным чип-тюнером, самому зарабатывать на этом деньги.

Однако в большинстве случаев чиповать свой автомобиль самостоятельно опытные специалисты не рекомендуют. Во-первых, много сэкономить не удастся, особенно если всё оборудование придётся покупать. Да и времени на изучение всего процесса у вас уйдёт немало. Во-вторых, есть риск выбора неправильной прошивки (особенно если берёте неофициальную версию, а ломаную из интернета), которая может негативно отобразиться на токсичности выхлопов, привести к снижению ресурса деталей или же, вообще, вывести из строя блок управления. А чтобы потом всё исправить, вам придётся обращаться к специалистам и платить за это деньги.

Выводы

Таким образом, разобравшись с тем, как чиповать машину самому, рассмотрев подробно возможные способы чип-тюнинга, каждый для себя должен решить, стоит ли это делать самостоятельно, сможет ли он справиться или же лучше обратиться к специалистам. Если же вы всё-таки решились самостоятельно чиповать мотор, стоит ещё раз детально изучить последовательность выполнения всех работ, детально выполнять все рекомендации и следовать инструкции.

Источник: https://remam.ru/tune/chip-tyuning-dvigatelya-svoimi-rukami.html

Как делается чип-тюнинг двигателя автомобиля

Как делается чип тюнинг двигателя?

Автовладельцы, которых перестали устраивать скоростные характеристики их транспорта, нередко прибегают к тюнингу. Это существенно дешевле, чем замена автомобиля, тем более что многие и не хотят расставаться со своим «стоковым» авто, а лишь хотят добавить ему немного лошадиных сил или просто увеличить время разгона или максимальную скорость. Выбор работ, предоставляемых современными автомастерскими, специализирующимися на доработках машин, просто огромен и ограничен разве что финансовыми возможностями заказчика. Новичкам, тем более ограниченным в средствах на такое усовершенствование, лучше начинать с двигателя своего авто.

Читайте также  Почему быстро темнеет масло в двигателе?

Виды работ по тюнингу двигателя

Несмотря на то что двигатель автомобиля — это один из наиболее сложных агрегатов, именно его усовершенствование даёт максимальную отдачу в таких показателях, как мощность и крутящий момент. Профессиональная доработка двигателя может включать в себя до 60% замены всех его подвижных частей, таких как поршни, коленчатый вал, распредвал, а также механизмы ГРМ.

Помимо этого, опытные специалисты растачивают цилиндры, с целью увеличения рабочего объёма двигателя, а также устанавливают турбину или механический нагнетатель, для повышения степени сжатия. Но подобные работы с двигателями нежелательны вообще, т. к. такое изменение очень сильно сократит срок службы мотора.

В связи с этим у начинающих автолюбителей возникает вопрос — что такое чип-тюнинг автомобиля? Это выражение слышали многие, но не все знают о плюсах и минусах этого процесса.

Изменение параметров работы узлов двигателя

Работа двигателя современного автомобиля управляется бортовым компьютером через блок управления. Это устройство регулирует следующие параметры двигателя:

  • количество впрыскиваемого топлива;
  • регулировку положения дроссельной заслонки;
  • опережение зажигания;
  • состав отработавших газов;
  • фазы газораспределения;
  • температуру жидкости в системе охлаждения.

Все эти параметры настроены таким образом, чтобы работающий двигатель автомобиля выдавал максимально эффективные показатели не только в области мощности либо крутящего момента, но и такие как наименьший расход топлива, оптимальная температура работы двигателя, исключающая его перегрев, а также токсичность выбросов в окружающую атмосферу.

Чип-тюнинг двигателя может отрегулировать эти параметры, увеличив одни показатели и уменьшив другие. Увеличив, скажем, мощность двигателя и его крутящий момент, придётся пожертвовать такими показателями, как расход топлива и ресурс мотора.

Несмотря на это, автомобилисты всё равно идут на эти меры, ведь динамика автомобиля тоже параметр немаловажный, особенно в крупных городах, где часто приходится обгонять в потоке неспешно едущий транспорт.

Перепрограммирование электронного блока управления

Электронный блок, управляющий работой двигателя автомобиля — это устройство, состоящее в основном из процессора (чипа) и памяти. Процессор нужен для управления приводами дроссельной заслонки, механизма ГРМ и управления опережением зажигания. А в памяти электронного блока содержатся программы, в которых есть определённый алгоритм управления двигателем. Следует отметить, что необходимы свои калибровки для разных этапов работы, таких как запуск мотора, его работа на холостом ходу, экономичный режим или режим максимальной мощности.

Чип-тюнинг изменяет параметры калибровок, что оказывает влияние на функциональность всех агрегатов, за правильную работу которых ответственен электронный блок управления. Такое изменение работы узлов может изменить обороты двигателя во время холостого хода, скорость максимально разрешённых оборотов и другие параметры. Также для получения большей мощности можно изменить угол опережения системы зажигания, изменить время впрыска топливной смеси, а также отключить или перенастроить устройства, отвечающие за токсичность выхлопных газов.

Сам процесс чип-тюнинга достаточно прост, ведь большинство блоков управления имеют унифицированный интерфейс самого блока управления и порт для подключения. Существует несколько вариантов осуществления такой процедуры, здесь всё зависит от технической оснащённости, а также опыта специалистов, которые будут производить тюнинг. Самый популярный и дешёвый вариант — это так называемая прошивка. Для этого к электронному блоку управления подключается компьютер через диагностический порт. Далее, происходит удаление старых параметров настройки и запись новых.

Сам блок управления при этом извлекать не требуется. Это можно сделать на большинстве современных машин, в блоках управления которых есть память, рассчитанная на удалённое перепрограммирование. На компьютере, с которого производится прошивка, должно быть установлено специальное программное обеспечение, также компьютер должен обладать соответствующим аппаратным интерфейсом, иначе его не получится подключить к блоку управления автомобиля.

Сама процедура очень проста, её может выполнить большинство автомехаников, даже не обладающих опытом и обширными познаниями в этой области.

На более старых моделях установлены электронные блоки управления, оснащённые интегрированной памятью с чипом. Для нужд тюнинга придётся извлекать настоящий блок, демонтировать память и заменять её на новую. Подобный процесс весьма сложен и требует высокой квалификации от мастера.

В случае если ни один из вариантов не подходит — производят замену самого электронного блока управления на другой.

Самый главный момент чип-тюнинга — это перезапись непосредственно программы или перенастройка калибровок. Специалисты, производящие работы по чип-тюнингу, как правило, сами не меняют эти параметры. Они считывают данные из блока управления, а затем отправляют этот электронный отчёт в специализированные центры, которые и производят необходимые расчёты и поправки. Также существуют стандартные прошивки для определённых двигателей.

Что даёт изменение параметров блока управления

Для тех, кто задумал произвести чип-тюнинг двигателя, самым главным является вопрос — каково будет увеличение мощности двигателя автомобиля и имеет ли вообще смысл производить подобную операцию. К сожалению, максимальный прирост мощности при перепрограммировании электронного блока управления составит в конечном счёте не более 8%. А в большинстве случаев ограничиваются и пятью процентами. Действительно серьёзных изменений (увеличение мощности до 20%) можно добиться на моторах с турбонаддувом, особенно если такой мотор рассчитан производителем на максимально низкие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Стоит отметить, что, помимо увеличения мощностных характеристик, можно также при помощи чип-тюнинга добиться снижения расхода топлива. Конечно, при этом пострадают такие параметры, как разгонная динамика и тяга мотора. Такая процедура подходит не для всех, а лишь для тех, кто предпочитает спокойную езду без активной работы педалью акселератора. Если с подобной прошивкой блока управления пытаться лихачить — расход топлива, наоборот, только увеличится. С учётом постоянного роста цен на топливо такая прошивка может существенно снизить бюджетные растраты, ведь при спокойной езде возможна экономия топлива до 15%.

Делать подобный тюнинг или нет, решает каждый сам. Однако если у автовладельца уже существует опыт управления транспортом, в котором грамотно перенастроен электронный блок управления — то он однозначно решится вновь на эту процедуру. Помимо увеличения разгонной динамики, двигатель начинает работать более эластично, а увеличение крутящего момента делает вождение автомобиля более комфортным.

Из всех вариантов тюнинга, настоящий является наиболее доступным и безопасным. А по критерию цена/эффективность — самым привлекательным, ведь тратиться на новые материалы и детали не придётся, оплатить нужно будет только работы, а также стоимость программного обеспечения.

Если специалисты грамотно сделают прошивку, то это будет заметно сразу же. Автомобиль изменится до неузнаваемости, по сравнению с серийным он станет более послушным, «приёмистым», комфортным в управлении, снизится расход топлива.

Помимо прочего, в новых прошивках улучшают режим работы двигателя на холостом ходу, снижают температуру в системе охлаждения за счёт регулирования режимов функциональности вентилятора. Также, что немаловажно, будут устранены заводские ошибки в работе системы, которые бывают очень часто на программном обеспечении серийного автомобиля. Чтобы не уменьшить ресурс двигателя, не следует максимально увеличивать мощность, лучше использовать так называемую ресурсную прошивку, которая также произведёт выравнивание крутящего момента по диапазону оборотов, что повысит чувствительность педали акселератора.

Если эта статья оказалась для вас полезной, напишите нам.

Источник: https://CarExtra.ru/tyuning/chip-tyuning-dvigatelya.html