Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Содержание

Замена прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров) в автосервисах ЦАО: порядок проведения работ, советы и рекомендации

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из основных агрегатов двигателя. Поэтому ее неисправность или износ комплектующих приводит к снижению качества работы или полному выходу из строя самого двигателя. В этом случае своевременная замена ГБЦ позволит избежать дорогостоящего ремонта. Но как вовремя понять, что деталь подлежит замене? Как снять и установить ГБЦ заново? Какие инструменты для этого понадобятся? Ответы на эти вопросы – в этом материале.

Что такое ГБЦ?

Головка блока цилиндров – деталь с функциональными отверстиями, закрывающая блок цилиндров. В ГБЦ установлены камера сгорания, картер, газораспределительный механизм, система выпуска газов, отверстия под форсунки и свечи. Внутри расположена система каналов, предназначенная для циркуляции масла в подшипники распределительного вала. В корпусе предусмотрено охлаждение для нормализации работы ГБЦ. Снаружи к головке подходят масляные магистрали. Данная деталь чаще всего выполняется из алюминия или чугуна.

Где она находится и ее роль в автомобиле

Непосредственно над цилиндрами. Она представляет собой литую герметичную крышку, за счет чего в блоке цилиндров создается вакуум. Деталь обеспечивает:

  • правильную работу цилиндров,
  • контроль сгорания топлива,
  • регулировку работы распредвала,
  • вывод отработанных газов,
  • замкнутость сети маслопроводов и охлаждения,
  • жесткость конструкции ДВС.

Также является площадкой для размещения различных узлов и деталей.

Признаки неисправности ГБЦ

Эта деталь при работе двигателя претерпевает очень высокие температуры, сказывается на ее состоянии и агрессивная химическая среда. Третий неблагоприятный фактор – механический, он возникает впоследствии длительного воздействия на деталь силы трения, давления и присутствия изгибающих моментов.

Визуально факт того, что головка блока цилиндров не справляется со своей функцией можно определить по наличию стука клапанов, заметному снижению мощности двигателя, затруднением при троганьи с места.

Заменить эту деталь следует, если вы все чаще замечаете:

  • перегрев двигателя,
  • потерю или протечку охлаждающей жидкости,
  • наличие масла или газа в охлаждающей системе.

Также замене подлежит головка с признаками окисления или износа.

Данную деталь рекомендуется менять на ТС каждые 200 тысяч километров.

В каких случаях необходима замена гбц?

При диагностике состояния детали можно выявить следующие дефекты:

Преждевременный износ элементов газораспределительного механизма

Признаки износа распределительного вала, звезд, клапанов и др. деталей

Наличие трещин в полостях масляных магистралей

Повреждения рубашки охлаждения

Искажение формы головки ДВС

Если проблема имеет запущенный характер, автовладелец может заметить на картере маслянистые выделения (эмульсию). Некоторые из этих признаков – тревожные симптомы пробития прокладки. Так как это самая распространенная причина замены ГБЦ, мы еще поговорим подробнее об этом в статье.

  • Какие инструменты понадобятся?
  • Динамометрический ключ
  • Штангенциркуль
  • Микрометр
  • Щупы
  • Набор гаечных ключей и накидных головок
  • Инструмент для снятия ремня ГРМ
  • Отвертки
  • Пассатижи
  • Руководство по обслуживанию конкретной модели силового агрегата

Для определения состояния головки нужно оценить её реальный износ. Штангенциркулем, микрометром и специфическими щупами проверяются следующие параметры:

  • геометрия нижней плоскости;
  • износ «пастелей» шеек, клапанов и седел распредвала;
  • размеры клапанных стержней;
  • диаметры направляющих втулок;
  • износ деталей газораспределительного узла;
  • межосевые размеры клапанно-коромыслового соединения.

Также на предварительных этапах необходимо снять аккумулятор и отсоединить проводку системы зажигания, слить охлаждайку и масло. Чтобы не сбить фазы газораспределения до снятия, необходимо сделать метки на валу. Рекомендуем срисовать схему расположения вакуумных трубок, пометив их маркером перед съемом. Демонтируем топливную магистраль. Навесное оборудование, расположенное на самой ГБЦ, может мешать снятию детали, поэтому его снимаем тоже.

Перечисленные работы не следует проводить непосредственно после того, как двигатель был заглушен, дайте ему остыть. После этого следует слить моторное масло, позднее – спустить давление в топливной системе и слить антифриз.

Следует учесть, что крепёжные болты сильно затянуты. Поэтому необходимо сначала их ослабить, а затем уже вывернуть. Чтобы снять пружины и «сухари», требуется применение специальных съёмников.

  • Снимаем крышку головки блока цилиндров.
  • Демонтируем крышку, закрывающую ремень ГРМ и ремень зубчатого шкива. Ремни тоже снимаем.
  • Отверткой в последовательности, обратной затяжке, отвинчиваем болты, на которых крепится ГБЦ. Их состояние предварительно проверяем динамометрическим ключом. Из-за воздействия высоких температур на болты с их вывинчиванием могут возникнуть затруднения. Болты складывайте в чистую емкость, в идеале перед установкой их следует заменить на новые.
  • Убедитесь, что крышку ничего не держит, к ней не подходят троса или шланги. После этого резко сдерните ее вверх.
  • Производим ремонт головки, замену прокладки или головки блока цилиндров, диагностические работы.

К прокладкам ГБЦ предъявляются высокие требования, ведь они служат уплотнителем сразу в трех системах: газораспределительной, масляной и охлаждения. Также они препятствуют попаданию смазывающих жидкостей в двигатель и уплотняют камеру сгорания. Прокладка – это одноразовая деталь, поэтому ремонтируя или заменяя блок головок, ее однозначно нужно менять на новую.

Как понять, что прокладка пробита?

Находясь в салоне:

  • Горит аварийная лампочка проверки двигателя на приборной панели
  • Неустойчивая работа двигателя
  • Потеря мощности двигателя
  • Двигатель очень часто «закипает»
  • Не работает отопление салона

Для следующих двух признаков потребуется продиагностировать систему выпуска отработавших газов.

  • На различных режимах работы из глушителя выделяется белый пар, сладковатый на вкус
  • Наличие на глушителе жирной окантовки и капель охлаждайки.

Далее заглядываем под капот и осматриваем систему охлаждения. Там будет наблюдаться:

  • Падение уровня жидкости в расширительном бачке
  • Изменение цвета жидкости
  • Появление пузырьков или бурление
  • Из бачка идет белый пар/пахнет отработанными газами
  • Завоздушивание системы охлаждения
  • Попадание масла в систему охлаждение

Теперь осмотрим двигатель. На неисправность прокладки указывает:

  • Наличие эмульсии на крышке заливной горловины и/или на щупе
  • Повышение уровня масла и/или изменение его цвета
  • Забрызгивание свечей охлаждайкой, за счет чего приобретает зеленовато-желтый налет

При длительной эксплуатации ДВС с неисправной прокладкой можно наблюдать эмульсирование моторного масла, то есть смесь масла с охлаждающей жидкостью.

Виды прокладок: как сделать выбор?

В зависимости от предъявляемых требований прокладки подразделяются на три вида.

Безасбестовые – износостойкие прокладки, которые имеют малую усадку. По сравнению с асбестовыми цена выше. Обеспечивают высокую герметичность, кроме того экологичны и легко монтируются.

Асбестовые – эластичные, термоустойчивые прокладки.

Постепенно крупные концерны отказываются от использования асбестовых прокладок, так как асбест – абразив, что снижает ресурс ДВС.

Металлические – отличаются большим ресурсом и надежностью. Они применяются для равномерного распределения нагрузок в местах соединения. Материалом служит листовая сталь или медь. Медные применяют для спецтранспорта. Из стали делают многослойные прокладки, где между слоями металла расположен эластомер. Края отверстий в них дополнительно обработаны герметиком.

Необходимый инструмент

Приступая к смене прокладки ГБЦ, к уже имеющемуся инструментарию добавьте набор торцевых головок и шлицы с наконечником Torx.

Поэтапная установка

  • Замерьте болты и приобретите новые аналогичного размера
  • Всю поверхность, которая будет соприкасаться с прокладкой, должна быть хорошо очищена и обезжирена.
  • Установите прокладку, расположив ее так, чтобы отверстие для отвода масла располагалось между 3-им и 4-ым цилиндрами.
  • Ставим ГБЦ, стараясь минимизировать ее движение по направляющим, чтобы не сдвинуть прокладку и не нарушить герметичность соединения.

Установка узла осуществляется в порядке, обратном снятию. После ремонта или замены ГБЦ необходимо поставить новую прокладку. Также желательно поменять на новые и болты крепления. Это связано с их конструктивной особенностью.

Затяжка болтов крепления проводится по схеме, определенной производителем. Монтаж шлангов и масляных магистралей осуществляется по сделанному до разборки эскизу.

Правильная затяжка болтов

Затяжку и протяжку крепежных болтов ГБЦ следует производить в соответствии с требованиями, обозначенными производителями к каждому конкретному двигателю. От этого зависит дальнейшая качественная работа двигателя в целом. Данная работа выполняется исключительно динамометрическим ключом. Отклонение от рекомендуемой нормы усилия не должно превышать 0,5 кг/м. Первыми затягивают центральные пары болтов, двигаясь к краю. Первая затяжка выполняется с усилием 3 кг/м, на втором этапе должен быть слышен характерный треск. На третьем этапе равномерно закрутите болты до конца, пока не услышите щелчок.

Щелчок – сигнал о том, что болт или гайка посажены правильно и прочно. Прекратите усилие, иначе может произойти срыв резьбы.

Контрольную затяжку выполните примерно через 30-40 мин, когда пройдет период «усадки» прокладки.

Установка ГБЦ

  • При установке головки блока цилиндров валы должны находится в верхней мертвой точке
  • Затягиваем болты, строго следуя рекомендованной схеме изготовителя авто.
  • Узнайте необходимый момент усилия для вашей модели автомобиля и соблюдайте его.
  • Подключите все ранее снятые шланги, магистрали и клеммы согласно нанесенной маркировке.

Проверка работы двигателя после работ по замене ГБЦ

После установки ГБЦ необходимо проверить ее на герметичность. Для этого производится запуск двигателя, работа его рекомендована на малых оборотах. При отсутствии подтеков масла и охлаждающей жидкости ремонт считается произведенным. После выезда из автомастерской обязательно нужно обращать внимание на показания прибора давления в системе и уровень масла на измерительном щупе. Если на нем видны сомнительные капельки белесого цвета или воды, то скорее всего присутствует неплотное соединение блока цилиндров и головки.

Рекомендации автовладельцу

  • Прежде чем приступать к работам, изучите конструкцию ГБЦ и инструкцию к вашему авто
  • При покупке болтов сверьтесь, рассчитаны ли они на усилие, рекомендованное производителем вашего автомобиля.
  • Помните, что срок службы прокладки ГБЦ зависит от марки автомобиля, стиля вождения, регулярности прохождения ТО и других факторов.
  • Даже если прокладка ГБЦ не повреждена, она подлежит замене!
  • Не нарушайте последовательности работ, особенно порядок выкручивания/закручивания болтов – это приведет к короблению головки блока цилиндров.

Замена прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров) для марок

Оформить ОСАГО

Оформление диагностической карты

Оформление ОСАГО без похода в офис (полис придет на Email сразу после оплаты)

Большой выбор страховых компаний

Без скрытых комиссии и переплат

Рассчитать стоимость

Другие работы

Источник: https://remontista.ru/uslugi/dvigatel/zamena-prokladki-gbc-golovki-bloka-cilindrov/info/

Замена прокладки головки блока цилиндров: подробная инструкция

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Значимость головки блока цилиндров в системе автомобиля трудно переоценить. От состояния конструктивных элементов узла во многом зависят динамические показатели транспортного средства. Сама головка крепится к блоку с помощью болтов крепления, причем настолько сильно, что после разбора ГБЦ крепежные элементы становятся непригодными для дальнейшего использования. За герметичность соединения отвечает специальная прокладка, предотвращающая просачивание масла и ОЖ наружу. Она имеет свой срок службы, поэтому каждому водителю рано или поздно приходится сталкиваться с такой задачей, как замена прокладки головки блока цилиндров.

Почему прокладка ГБЦ изнашивается и как проверить её состояние?

Уплотнитель можно без преувеличения назвать самым важным элементом ГБЦ. Не нужно экономить денежные средства на замене прокладки, ведь подобные попытки в конечном итоге обернутся серьёзной поломкой двигателя. Важно понимать, что это одноразовый материал, требующий замены после любых манипуляций с ГБЦ. На сегодняшний день известны следующие разновидности прокладок:

  • Безасбестовые – им характерен низкий коллапс и высокая воспроизводимость
  • Асбестовые – надежны, пластичны, способны выдержать высокие температуры, которые преобладают в системе автомобиля
  • Металлические – самая дорогостоящая разновидность, но от этого и самая надёжная. Многие специалисты рекомендуют устанавливать их вместо обычных

Оценить визуально состояние прокладки ГБЦ практически невозможно. Для оценки способностей её дальнейшего функционирования сопоставляется заводской и текущий расход топлива на каждые 100 км пути, проводится диагностика работы двигателя. Непродолжительные поездки на авто с изношенной прокладкой могут привести к серьёзным последствиям: двигатель машины с небольшим пробегом, но с непригодным уплотнителем головки блока цилиндров в запущенных случаях удастся реанимировать только за счет капитального ремонта.

Отметим следующие причины преждевременного износа уплотнителя:

  1. Неправильный монтаж элементов во время сбора ГБЦ
  2. Длительный перегрев мотора
  3. Эксплуатация авто на топливе низкого качества

Перегрев двигателя – наиболее распространенная причина пробоя прокладки. Увеличение рабочей температуры силового агрегата наблюдается при неисправностях охлаждающей системы и детонациях. Критические температуры не выдерживает даже асбестовый материал, теряющий со временем свою прочность, эластичность и многие другие важные характеристики. Потеря своих функциональных свойств ведет к выдуванию и полному разрушению материала.

Читайте также  Как поменять салонный фильтр на пежо 308?

В каких случаях прокладка гбц требует замены?

Точно определить, когда прокладка головки блока цилиндров исчерпает свой ресурс, не представляется возможным. Функционирование уплотнителя зависит от общего состояния конструктивных элементов силового агрегата, манеры вождения и прочих внешних факторов. Каждый водитель, даже самый начинающий, сможет с высокой долей вероятности определить полный износ прокладки ГБЦ по следующим признакам:

  • На стыке блока с головой просачивается моторное масло, охлаждающая жидкость
  • Изменение характера выхлопных газов во время прогрева мотора
  • Дымление двигателя
  • Появление эмульсии в бачке с охлаждающей жидкостью

При наблюдении подобных симптомов поломки в кротчайшие сроки рекомендуется осуществить замену прокладки головки блока цилиндров. Кроме того, эту же манипуляцию необходимо проводить каждый раз после разбора/сбора ГБЦ. Если отчетливо наблюдается прорыв выхлопных газов в местах стыка элементов узла, вероятней всего произошло пробитие уплотнителя. Именно по этой причине двигатель будет работать намного шумней.

Намного сложней распознать износ прокладки ГБЦ в случае появления дефекта на её поверхности, расположенной между цилиндрами. Неприятность заключается в том, что снаружи симптомы проблемы никак не будут давать о себе знать. Водитель сможет установить причину неисправности только по косвенным признакам: повышенный расход топлива, пробои в работе мотора и снижение мощности авто

В случае прогара уплотнителя между камерами сгорания произойдет смешивание воздушной смеси с отработанными газами. В таком случае водитель будет наблюдать неустойчивую работу двигателя на холодную, а вот после прогрева проблема, как правило, временно исчезает. Единственным и наиболее эффективным способом определения причины нестабильной работы силового агрегата считается замер уровня компрессии.

Замена прокладки головки блока цилиндров: проводим работу самостоятельно

Начать стоит с того, что процесс демонтажа ГБЦ на некоторых транспортных средствах – трудоемкое занятие. Предварительно необходимо слить технические жидкости, демонтировать вспомогательные узлы и агрегаты автомобиля. Всё это требует немало времени и сил. Прежде чем приступать к замене прокладки немаловажно убедиться в ровной плоскости прилегания узла к блоку цилиндров. Следует самым тщательным образом очистить рабочую поверхность  от грязи, пыли и всевозможных дефектов. Процесс самостоятельной замены прокладки ГБЦ сводится к следующим действиям:

  1. Изначально снимается аккумулятор с автомобиля
  2. Демонтируются все шланги, трубопроводы, попутно помечая их маркером для последующего легкого подключения
  3. Снимаются топливные магистрали
  4. Демонтируется навесное оборудование, предотвращающее свободному снятию головки блока цилиндров

Когда пути к подходу ГБЦ полностью освобождены, можно демонтировать сам узел. После чего важно снять крышку и ремень зубчатого шкива, профессиональные автомеханики рекомендуют также проводить диагностику демонтированных деталей и узлов. Не будет лишним визуальный осмотр сальника распределительного вала. Установка прокладки головки блока цилиндров возможна только на заранее очищенное посадочное место. Материал должен лечь на все направляющие втулки и соответствовать центровым пазам.

В случае облома шпильки можно воспользоваться простым, но эффективным способом: приварите к обломанной части трубку меньшего диаметра, чем сам крепежный элемент. После обваривания изнутри не будет лишним наварить и гайку, которая только поспособствует быстрому и легкому изъятию сломанной части болта

Последовательность затяжки крепежных болтов и прилагаемое усилие играет крайне важную роль. Для этого лучше всего вооружиться специальной схемой, которую не составит особого труда раздобыть на просторах интернета. В ней предоставлена вся полезная для водителя информация от завода-изготовителя двигателя. Дальнейшая работа сводится к установке в обратной последовательности всего демонтированного вспомогательного оборудования, шлангов и магистралей.

После замены прокладки ГБЦ насколько важна протяжка?

После замены уплотнителя первоочередная задача водителя – наблюдение за работой силового агрегата. Двигатель должен работать стабильно и без перебоев, а его температура не должна превышать допустимые отметки. Протяжку ГБЦ желательно проводить спустя 20-30 км пробега после замены асбестового материала. Головку протягивают намного раньше, если после проведенных работ наблюдается просачивание моторного масла в местах стыка узла с блоком цилиндров во время эксплуатации автомобиля. Для этих целей вооружаются динамометрическим ключом и проделывают всю работу по затяжке с рекомендованным изготовителем мотора усилием.

Замена прокладки головки блока цилиндров – непростая работа для начинающего водителя, но, если вооружиться соответствующим инвентарем и достаточным количеством свободного времени, проделать всю работу самостоятельно вполне по силам каждому. Уделяйте внимание качеству новой прокладки для головки блока цилиндров, ведь именно от её свойств зависит дальнейшая бесхлопотная эксплуатация автомобиля. Даже если нет никакой необходимости её замены, но запланировано снятие ГБЦ для проведения любых работ, в профилактических целях замените уплотнитель оригинальным экземпляром или аналогом от известного производителя.

Источник: https://djago.ru/dvigatel/samostoyatelnaya-zamena-prokladki-golovki-bloka-tsilindrov-simptomy-neispravnosti-instruktsiya/

Замена прокладки ГБЦ своими руками: инструкция с фото и видео

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Современный автомобиль — апофеоз технического оборудования. Однако любое автомобильное оснащения состоит из мелких деталей, которые могут сломаться, стереться, расшататься в любой момент, особенно в машинах, которым уже несколько лет.

Одной из таких «мелких» деталей является прокладка ГБЦ.  Несмотря на то, что она кажется не столь важной деталью, её поломка может «убить» двигатель. Информация  о том, когда нужно её заменить, как это сделать и какие могут быть последствия её поломки, будет полезна для любого автомобилиста, как начинающего, так и с многолетним стажем.

Начнём мы нашу статью с изучения понятия об общем назначении головки блоков цилиндров.

ГБЦ – это аббревиатура, в расшифровке — головка блока цилиндров. Это один из главных узлов любого автомобиля. Его назначение – выведение газов в атмосферу.

Назначение самой прокладки – это увеличение плотности в месте присоединения блока цилиндров и самой ГБЦ. Заметим сразу, что не стоит смешивать два понятия. Есть прокладка головки блока цилиндров, а есть прокладка, которую ставят между верхней частью головки блока цилиндров. Эти прокладки делаются резиновыми.

Внешний вид ГБЦ и ее прокладки

Несмотря на схожесть этих понятий, в них имеются некоторые различия. Прокладка головки блока цилиндров совершает три процесса единовременно – увеличивает плотность охлаждающей системы двигателя, увеличивает плотность масляной системы двигателя, а также уплотняет систему газораспределения двигателя.

Прокладка ГБЦ применяется и в дизельных и в бензиновых двигателях, и, в основном, состоит из трех слоев. Основной слой – перфорированная листовая сталь.

Слои прокладки ГБЦ

Нужно всегда помнить о грядущем ремонте ГБЦ, А он ранее или поздно неизбежен. Прокладка – это расходный материал, не предназначенный к повторному употреблению. И когда Вы затеваете ремонт двигателя своей«ласточки», то не забудьте обязательно поменять прокладку ГБЦ.

Виды прокладок ГБЦ

Прокладки ГБЦ условно разбиваются на две группы:

1. Неметаллические прокладки, которые делятся на два вида:

  • Безасбестовые – данный вид прокладок характеризуется пониженной способностью к усадке и повышенной способностью к восстановлению. Безасбестовые прокладки отличаются повышенной ценой по сравнению в асбестовыми,, но при этом привлекают большей износостойкостью, герметичностью и экологичностью. Применяемые материалы при изготовлении прокладок: синтетическое волокно, каучук.

Безасбестовые прокладки ГБЦ

  • Асбестовые прокладки — по свойствам похожи на своих собратьев без асбеста. Они упруги, устойчивы к температуре и эластичны.  Как правило, находят своё применение в ремкомплекте. Однако по качеству уступают остальным видам.

Асбестовые прокладки ГБЦ

2. Металлические прокладки. Они обладают наивысшим качеством и эффективностью. Они равномерно распределяют все давление на поверхности в месте присоединения на всю поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров.

Металлическая прокладка ГБЦ

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Необходимость в смене данной детали может наступить в самое неожиданное время. Однако время, которое  она будет служить рассчитать невозможно, так как это чисто индивидуальный ресурс, зависящий ио стиля вождения, качества прокладки, марки и модели машыны и т.п. Стандартная гарантия на прокладку ГБЦ в магазинах — 1 год.

Но понимая симптомы, говорящие о необходимости смены этой детали, можно не пропустить этот важный момент. Самые распространенные среди них:

  • В местах соединения ГБЦ и блока наблюдается протекание масла из мотора или жидкости охлаждения.
  • На проверяющем щупе уровня масла видна субстанция беловатого оттенка, что говорит о протекании жидкости охлаждения сквозь прокладку.
  • Если выхлопы вашего авто имеют белый цвет, даже после того, как машина прогрелась – это сигнализирует, что жидкость охлаждения уже в цилиндре.
  • Повреждённая прокладка может пропускать масло и в радиаторную жидкость и в расширительный бачок. Другими словами масло начало циркулировать в охлаждающей системе автомобиля.Масло попало в охлаждающий бачок
  • Еще один признак пришедшей в негодность прокладки – это поступление выхлопов в охлаждающую систему. Это можно определить, по наличию пузырей в радиаторной жидкости или в расширительном бачке.Пузыри в охлаждающем бачке

Эти признаки — еще не конечный диагноз, но не прислушиваться к ним нельзя. Так или иначе необходимо найти причины и исправить их до того, как двигатель выйдет из строя.

Почти во всех моделях автомобилей, смена прокладки ГБЦ ничем не отличается. Есть небольшие нюансы, относящиеся к очерёдности, в которой следует закручивать болты, крепящие ГБЦ и то, как настраивать затяжной момент данных болтов. Все эти данные можно прочитать в технической документации по эксплуатированию автомобиля. Если документация отсутствует в бумажном виде, то всегда возможно найти документацию по нужной модели автомобиля в сети Интернет.

Важный момент!

Начиная откручивать болты, крепящие ГБЦ, первым делом очистите их. Это предотвратит срыв ключа и предохранит шлицы болтов от возникновения повреждений. Иначе подобные повреждения не дадут раскрутить болт. Начинать раскручивать болты крепежа следует с центра или каждый болт по очереди провернуть на один оборот. Это предохранит от перекосов.

Сперва отсоединяются навесные элементы. Последовательность, в которой производится демонтаж, необходимо отмечать или зарисовывать в виде схемы. Как только все болты будут откручены, следует отсоединить головку блока и соответственно произвести замену прокладки. Для облегчения центрирования прокладки и головки, на корпусе блока имеются специальные втулки.

Наша цель — головка блока цилиндров, которая отмечена на изображении. Для замены прокладки ГБЦ необходимо снять все мешающие работе элементы.

После замены прокладки все детали устанавливают в обратной последовательности. Именно для этого и была нарисована схема. Закручивать крепления головки блока цилиндров следует неукоснительно в соответствии с чертежом конкретного механизма, и строго выдерживая характеристики момента натяжения, о которых написал изготовитель. В этом может помочь динамометрический ключ.

Какие бы ни были особенности у двигателей, какие бы ни были прокладки и винты крепежа, имеются определённые стандарты и нормативы, которые нужно соблюдать.  Следующая информация полезна при смене прокладок ГБЦ любой модели автомашины.  Чтобы не перенасыщать читателя скучными деталями, как закручивать тот или иной винт – опустим подобные детали. Все эти данные можно вычитать в инструкции пользователя к мотору, который установлен на вашем авто.  Не поленитесь перечитать эту инструкцию, ведь от того, насколько точно вы соблюдаете требования и рекомендации производителя, зависит качество вашего ремонта.

  1. Сделайте своим непременным атрибутом – маркер. Отсоединяя навесное оборудование, а именно различные трубопроводы, не ленитесь и не уповайте на свою память. Она может и подвести. Просто пометьте каждый шаг. Поверьте – обратную сборку производить будет намного легче.
  2. Находясь в автомагазине, чтобы купить прокладку – удостоверьтесь, что эта деталь соответствует силе крутящего момента, которую обозначили изготовители двигателя для закручивания крепящих винтов ГБЦ.
  3. Начиная работы по снятию крепежей, тщательно избавьте их от налёта. Подобный налет может спровоцировать срыв ключа, и вы не только получите травму, но и нанесете повреждение шлицу винта. И тогда единственным вариантом извлечь его – будет высверливание.
  4. Раскручивать винты, крепящие ГБЦ следует с центра, совершая за раз по пол оборота на каждый винт. Этим вы снимаете напряжение.
  5. Раз вы уже разобрали блок цилиндров, не поленитесь провести общий его технический осмотр, а также промойте его бензином от нагара. Лишним это точно не будет, но поможет выявить и другие дефекты, если таковые имеют место быть.
  6. Как только вы заменили прокладку, можно не торопясь начать обратную процедуру по сборке.
  7. При закручивании винтов необходимо использовать динамометрический ключ, не забывая придерживаться всех нормативов и выдерживать все требования.
  8. После смены старой прокладки новой, ставим ГБЦ на прежнее место, в соответствии с направляющими.
  9. Снимать и закреплять винты, следует с повышенной аккуратностью, во избежание срыва резьбы, а напряжение на винты распределять равномерно.
  10. И не забудьте точно закреплять каждый элемент.

Самостоятельно сменить прокладку не требует особых навыков. Важно приступать к этому делу с должной аккуратностью, чтобы вместо ремонта не навредить еще больше. Если вы сорвете крепления ГБЦ, то такие винты уже не смогут надёжно держать головку блока цилиндров. Подобная неприятность никого не обрадует. Начинать работы следует с освежения в памяти технической документации автомобиля. Внимательно прочитайте все важные и нужные моменты.

Внимание!

Всегда очищайте болты, прежде чем начать их раскручивать.

Снимать ГБЦ запрещается, если подключено навесное оборудование. Необходимо отсоединить каждый из ремней, фильтров и приборов. Не забудьте при этом схематично всё фиксировать или сделайте фотографию.

Перед работой с ГБЦ необходимо снять всё навесное оборудование

Когда вы благополучно сместили со своего крепления головку блока цилиндров, можете заменять прокладку. Если ориентироваться на втулки, то обратно прокладку установить не составит труда. Теперь осталось установить головку блока цилиндров на своё место, присоединить все подвесное системы и динамометрическим ключом закрутить все крепления.

Когда сборка головки блока цилиндров завершена, следует все навесные системы вернуть на свои места. В этом вам поможет собственноручно нарисованная схема. Как только ремонт будет закончен, вновь присмотритесь к тем признакам, о которых мы говорили выше. Если их не наблюдается – значит, смена прокладки прошла успешно.

Читайте также  Как поменять датчик скорости на газели?

Инструкция по замене прокладки ГБЦ

В данной инструкции максимально расписаны детали, которые можно демонтировать для работы с прокладкой ГБЦ, однако не во всех моделях обязательно снимать те или иные детали, если они не мешают работе. Поэтому некоторые шаги можно пропускать.

  1. Для начала необходимо обесточить автомобиль — снять минусовые клеммы с аккумулятора. При необходимости стоит слить антифриз и снизить давление в питании автомобиля.
  2. Снимается крышка ГБЦ. При необходимости вместе с ней отсоединяются ресивер, дроссельный узел, впускной и выпускной коллекторы.

    Вместе с крышкой ГБЦ снимаются сопутствующее оборудование, шланги, датчики

  3. Колодки жгутов проводов отсоединяются от всех датчиков (массового расхода воздуха, масла,  положения дроссельной заслонки, температуры и т.д.).
  4. Хомут, удерживающий воздухоподводящий патрубок на дроссельном узле ослабляется, и снимается вместе с воздушным фильтром.
  5.  Жгут проводов вытягивается из-под ресивера.
  6. Откручиваются крепежи передней крышки привода распределительного вала, сначала снимается она, а затем ремень ГРМ. Необходимо обязательно зафиксировать зубастый шкиф от прокручивания.

    Снятие ремня ГРМ

  7. Извлекаются натяжной ролик и дистанционная шайба.
  8. Снимается зубчатый шкиф с распредвала.
  9. Демонтируется задняя крышка привода распределительного вала — откручиваются гайки крышки, а затем остальные крепежи.
  10. Откручиваются винты, ослабляя хомуты. С выпускного патрубка последовательно отсоединяются все шланги: подводящий патрубок радиатора, подводящие шланги дроссельного узла и отопителя, отсоедините термостат вместе со шлангом.
  11. Откручиваются крепежные гайки. От топливных трубок отсоединяются шланги слива и подачи топлива.
  12. Постепенно ослабляются 10 болтов крепления головки блока, снимаются вместе с шайбами.

    Болты ГБЦ необходимо откручивать постепенно от краёв к центру

  13. Демонтируется ГБЦ вместе с заветной прокладкой. Прокладка отделяется от ГБЦ.

    Старая прокладка ГБЦ в плохом состоянии

  14. Вся соприкасающаяся с прокладкой поверхность тщательно очищается от загрязнений, пыли, металлический стружек, пролитого масла и т.п.

    Поверхность ГБЦ очищается

  15. Новая чистая прокладка устанавливается с учетом центрирующих втулок на ГБЦ. При этом отверстие для прохода масла в прокладке должно находиться между 3 и 4 цилиндрами.

    Установка новой прокладки ГБЦ

  16. Перед монтажом ГБЦ необходимо удостовериться, что на первом цилиндре закрыты оба клапана.
  17. После установки ГБЦ и закручивания 10 болтов крепления, все оставшиеся детали монтируются в обратном порядке.

    После замены прокладки необходимо вернуть все детали на прежнее место

  18. Ремонт закончен!

Внимание!

Всякая работа с собственной машиной, да и не только, требует повышенной концентрации, внимательности. И нужно быть аккуратным, так как в разных марках автомобилей технологии крепежа и стыковки, используемые производителем, могут иметь существенные различия. Те не менее, последовательность действий при ремонте двигателя остаётся типичной для всех машин.

Также вы можете посмотреть несколько видео о замене прокладки головки блока цилиндров:

Замена прокладки на ВАЗ:

Замена прокладки на Volkswagen Passat B3:

Замена прокладки на Honda Civic:

Если уверенности в собственных силах нет, и вы опасаетесь сделать только хуже, то наилучшим решением будет отогнать машину в сервисный центр.  Ведь, несмотря на то, что операция по смене прокладки не отличается сложностью, но ее некачественная установка. Неправильная сборка ГБЦ с недостаточным усилием, способно привести к возникновению на поверхностной части прокладки масла или охлаждающей жидкости. Если подобное произойдёт, то непременно будет наблюдаться протечка налитой в двигательный блок жидкости. Что приведёт к необходимости повторно разбирать ГБЦ, вновь заменять прокладку и совершать обратные действия.

В сервисном же центре все работы будут выполнять квалифицированные специалисты, это гарантирует качество и скорость.  Обычно в сервисных центрах подобные работы не отличаются завышенными ценами.

Стоимость замены прокладки ГБЦ

В среднем прокладка головки блока цилиндров стоит от 400 до 4 000 рублей в зависимости от модели автомобиля, а также качества и изготовителя прокладки.

Замена прокладки ГБЦ в автомастерской будет стоить примерно от 4 000 рублей для отечественных автомобилей. Для иномарок стоимость будет выше — 6 000 — 9 000 рублей.

Источник: https://avtoskill.ru/remont-obsluzhivaniye/zamena-prokladki-gbts-svoimi-rukami.html

Инструкции по замене прокладки головки блока цилиндров двигателя

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Привет всем автолюбителям и автовладельцам! Сегодня у нас не самая приятная, но важная тема для обсуждения. Ведь говорить мы будем про такую процедуру как замена прокладки головки блока цилиндров или просто ГБЦ.

Многие из вас наверняка знают, что автомобильный силовой агрегат (ДВС) включает в себя 2 основных элемента конструкции. Это непосредственно сам цилиндровый блок (он же блок цилиндров) и головка блока (она же ГБЦ). К ним фиксируются все остальные детали мотора.

При этом между двумя элементами образуется зона стыковки. Чтобы соединение БЦ и ГБЦ оказалось максимально плотным и герметичным, используется специальная прокладка. Мало кто из автомобилистов положительно воспринимает новость о необходимости замены этой прокладки. Но делать эту работу нужно, вне зависимости от того, сколько стоит процедура замены. В любом случае это лучше, чем смена всей крышки при сильном повреждении двигателя.

Функциональное назначение

Тут важно понимать, что прокладки присутствуют на всех современных ДВС, включая моторы типа ЗМЗ 403 или ЯМЗ 238. Не всегда и не все готовы менять элемент своими руками. Некоторым проще заплатить специалистам. Цена замены не самая огромная, поскольку явление, связанное с износом и повреждением прокладки, довольно распространенное.

Для начала стоит поговорить про функции прокладки. Логично предположить, что она обеспечивает герметичность создаваемого уплотнения между самой головкой и непосредственно блоком цилиндров силовой установки. Не забывайте, что мотор работает в весьма сложных условиях, постоянно находится под воздействием температурных перепадов, агрессивных жидкостей в виде масла и антифриза и пр. Потому удивительного в том, что прокладка периодически изнашивается или выходит из строя, и требуется обязательная замена.

Пробой прокладки не всегда становится очевидным и заметным сразу. Порой на щитке загораются значки приборной панели, сообщающие о перегреве ДВС или недостатке антифриза в системе охлаждения. Также неисправность может проявиться в виде образования внутри этой системы воздушной пробки, которую можно самостоятельно удалить, а она вновь появится, поскольку проблема пробоя прокладки никуда не ушла.

Признаки и причины неисправности

Дать 100% гарантии того, что элемент вышел из строя, можно лишь при условии демонтажа и визуального осмотра. Обычно износ уплотнителя между БЦ и ГБЦ проявляется в виде симптомов, потенциально сообщающих о более серьезных неисправностях.

На практике замену выполняют на многих машинах. Преимущественно на авто, которые прошли солидный срок эксплуатации. Приведу несколько примеров:

  • ВАЗ 2106;
  • ВАЗ 2107;
  • Ниссан Максима;
  • Опель Зафира;
  • Шевроле Нива;
  • ВАЗ 2110;
  • 2114;
  • ВАЗ 2112;
  • Дэу Нексия;
  • Рено Логан;
  • Ховер М4;
  • Пежо 406;
  • Рено 19;
  • БМВ е39;
  • УАЗ Хантер и пр.

Причем износ и пробой прокладки одинаково характерен для двигателей на 8 клапанов и на 16 клапанов. Принципиальной разницы в плане поведения прокладок БЦ между ними нет.

При этом стоимость новой детали может существенно отличаться в зависимости от марки, модели автомобиля и конкретного установленного двигателя.

Выделяют несколько причин, из-за которых требуется менять уплотнитель:

  • в системе охлаждения оказалось масло;
  • в масляную систему проникла жидкость охлаждения;
  • антифриз попал внутрь камеры сгорания;
  • в систему охлаждения поступают выхлопные газы.

Это все то, кто может происходить именно при нарушении герметичности между двумя основными конструктивными элементами двигателя.

Симптоматика при этом бывает следующая:

  • из системы охлаждения быстро уходит антифриз, но течь отсутствует;
  • часто перегревается мотор;
  • в картере повышается уровень масла;
  • в расширительном бачке видно пузырьки;
  • белый густой дым из выхлопа;
  • цилиндры работают с перебоями;
  • происходит быстрое изменение цвета жидкости охлаждения;
  • мотор работает рывками;
  • машина плохо разгоняется;
  • повышается расход топлива и масла.

Симптоматика проявляется отдельно или комплексно, сочетая несколько признаков одновременно. Это не гарантия того, что можно обойтись малой кровью, просто заменив прокладку. Но вам точно придется демонтировать головку и проводить визуальную диагностику.

Выбор новой прокладки

Нельзя гарантировать, что даже при тщательном и правильном техническом обслуживании вы полностью исключите вероятность пробоя прокладки. Потому каждый автомобилист обязан иметь при себе запасную деталь.

Выбрать изделие не так сложно. Если у вас иномарка, тогда смело отталкивайтесь от вин-кода автомобиля. Проще всего отыскать деталь именно так, если воспользоваться услугами современных онлайн-сервисов. Либо идти альтернативным путем, часто применяемым в отношении отечественных машин. Для подбора потребуется знать только марку, модель автомобиля и установленный силовой агрегат, который также нумеруется и имеет свои соответствующие обозначения.

Перечень производителей огромен. Но лучше доверять проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя фирмам.

Немаловажно обратить внимание на материал изготовления прокладки головки блока.

Выделяют 3 разновидности изделий:

  • Безасбестовая. Такая прокладка характеризуется довольно низкими показателями усадки и отличной восстанавливаемостью;
  • Асбестовая. Характеристики напоминают прокладки первого типа. При этом деталь из асбеста более упругая, термостойкая и эластичная. Зачастую входит в состав ремкомплектов;
  • Металлическая. Самая эффективная, качественная и дорогая. Позволяет равномерно распределить поверхностное давление по всей плоскости блока и головки.

Тут уже решайте сами. Но оптимально выбирать между вторым и третьим вариантом.

Важные нюансы процедуры замены

Не могу сказать, что сам автовладелец с такой задачей не справится. Есть ряд наглядных примеров, когда автомобилист после просмотра видео самостоятельно менял прокладку и делал все не хуже, чем мастера СТО.

Но следует быть готовым к сложностям и длительности операции. Наличие опыта пойдет лишь на пользу, а его отсутствие может негативно сказаться на результатах.

Перед заменой выполняется несколько подготовительных работ. А именно:

  • обесточивается автомобиль;
  • сливается весь антифриз;
  • снимается ремень или цепь ГРМ;
  • отсоединяются все элементы ДВС, связанные с ГБЦ;
  • снимается сама крышка.

Сразу скажу, что универсальных инструкций не существует. К каждому мотору даже в рамках одинаковых автомобилей идентичного года выпуска прикладывается специальная инструкция по замене прокладки. Опираться нужно строго от нее, и никак иначе.

Сняв головку блока, демонтируется старая уплотнительная прокладка и проверяется на наличие визуальных дефектов. Если целостность действительно нарушена, это еще не повод для радости и начала замены. Существуют разные причины, из-за которых прокладка деформировалась. Сначала нужно определить, почему это произошло, устранить провоцирующий фактор, и только потом менять деталь.

Важно тщательно осмотреть поверхности ГБЦ и БЦ, которыми они прилегают друг к другу при сборке.

Даже когда прокладка оказывается целой, и причина нарушения герметичности в другом, повторно использовать старый уплотнитель нельзя. Элемент уже потерял свою форму, а потому нужна строго новая запчасть соответствующих размеров и габаритов.

Также в рамках замены прокладки меняются крепежные болты. Они постоянно работают под нагрузкой, затягиваются под воздействием огромного усилия. В итоге за время эксплуатации происходит вытягивание металла и потеря геометрии крепления.

В рамках обратной сборки соблюдается определенная последовательность затяжки. Плюс строго дозируется прикладываемое усилие. В этом деле не обойтись без динамометрического ключа. Он обязательно входит в любой набор инструментов для автомобилиста, и является неотъемлемой частью тех, кто предпочитает ремонтировать и обслуживать авто своими руками.

Приходилось ли вам сталкиваться с пробитой прокладкой? Как вы устраняли эту проблему и удалось ли справиться с заменой своими руками?

Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте актуальные вопросы!

Источник: https://pricep-vlg.ru/remont-svoimi-rukami/zamena-prokladki-golovki-bloka-tsilindrov/

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Вышедшая из строя прокладка ГБЦ – причина немедленного прекращения эксплуатации транспортного средства, в противном случае последствия для двигателя могут быть губительные. Рассмотренные ниже дефекты могут возникать и в дизельных, и в бензиновых двигателях. Какую роль выполняет прокладка головки блока цилиндров, и почему так важно своевременно диагностировать поломку?

Что такое прокладка ГБЦ и ее функции?

Основное предназначение прокладки ГБО заключается в увеличении плотности соединения головки блока цилиндров с основной частью. Также данный элемент стабилизирует необходимое для удержания жидкости давление в масляной системе. Поскольку прокладка относится к категории одноразовых деталей, необходимость ее замены возникает при каждом вторжении в упомянутую зону мотора.

Многоразовая эксплуатация прокладки снижает герметичность. Следующие виды прокладок принято считать наиболее востребованными:

  • металлические наиболее прочные и долговечные;
  • асбестовые, рассчитанные на воздействие высоких температур;
  • безасбестовые способны при малейшей деформации сразу же принимать первоначальную форму.

Среди ключевых функций прокладки можно выделить следующие:

  • обеспечение оптимального режима выхлопа газов;
  • предотвращение попадания светлых примесей в масло;
  • защита зоны соединения от появления моторного масла.

Речь идет о неисправности и срочной замене, если хотя бы одна из упомянутых функций не выполняется.

Дефекты прокладки ГБЦ

Ни один производитель не может стопроцентно гарантировать длительный эксплуатационный срок, поскольку на образование дефектов влияет множество факторов – состояние двигателя, модель машины, стиль вождения. Среди основных дефектов стоит выделить пробой и прогар рассматриваемого элемента. Почему прокладка под головку блока цилиндров пробивается, и какие причины могут вызвать прогар?

Пробой прокладки ГБЦ и его причины

Лопнувшую прокладку практически все водители не замечают, пока серьезная поломка не даст о себе знать. Пробою более подвержены детали отечественных авто, поскольку традиционно их качество намного ниже импортных.

О необходимости ремонта может свидетельствовать наличие пара под капотом и шум при работе двигателя, которого ранее не было. Эти признаки пробитой прокладки ГБЦ говорят о наружном пробое.

Внутренний пробой намного опаснее из-за своей незаметности. Обнаружить проблему можно путем измерения компрессии в цилиндрах, а такую диагностику водители часто выполняют, когда троит двигатель.

Также о проблеме свидетельствуют пузырьки воздуха в жидкости радиатора и наличие белого пара в выхлопной трубе. На стыках в моторе может подтекать масло.

Что касается причин, водительская халатность является одной из наиболее распространенных. Рассмотрим их более подробно:

  1. Перегрев двигателя сразу даст о себе знать, если прокладка асбестовая с добавлением металла. Высоких температур она не выдерживает и вздувается при первом же перегреве. Течь образуется после нескольких циклов нагрева/охлаждения, поскольку на месте вздутия прочность снижается.
  2. Деформация плоскости головки, которая прилегает к блоку. Данная проблема распространена среди алюминиевых головок. Чугунные сразу дают трещину. Замена в данном случае не обязательна, ремонт будет заключаться в шлифовке с помощью высокоточного станка.
  3. Неправильная затяжка болтов крепления или неравномерная затяжка приводит к потере прижимного усилия. Пробой происходит именно в этой зоне.
  4. Непосредственно качество прокладки также играет важную роль. Использование не оригинальной прокладки – это не способ сэкономить, а причина ее замены через несколько тысяч километров пробега.
Читайте также  Как поменять салонный фильтр на митсубиси асх?

:  Топливный фильтр Nissan Almera Classic

Прогар прокладки ГБЦ и его причины

Что касается прогара, проблемной зоной считается участок между водяной рубашкой и одним из цилиндров. Усугубляясь, прогар распространяется дальше. Среди других возможных вариантов стоит выделить зону между каналом охлаждения и масляным каналом. Если речь идет о новом двигателе, причина прогара единственная, и заключается она в перегреве, даже если он незначительный. Водитель без опыта не обратит внимания на первые симптомы поломки, и только усугубление признаков заставит обратить внимание на проблему.

Поскольку автомобиль будет отправлен на СТО не сразу после того, как прогорела прокладка головки блока цилиндров, а после дальнейшей эксплуатации, прогар не связывается с недавним перегревом, и поиски причин продолжаются в неверном направлении. Незначительный перегрев головки может наблюдаться, если охлаждающая жидкость залита в недостаточном объеме.

Циркуляция в системе позволяет жидкости охлаждаться, однако отвода тепла в необходимом объеме не происходит. Температура жидкости отображается приборами авто, и на первый взгляд все нормально, однако не отображается температура деталей. Следовательно, водитель даже не заметит, как из-за перегрева прогорит прокладка.

Остальные причины относятся к упущениям после проведения ремонтных работ:

  • неправильный подбор толщины прокладки;
  • нарушения последовательности затяжки болтов;
  • избыточное или слишком малое натяжение при затяжке;
  • плохое состояние привалочных поверхностей (наличие царапин или раковин, остатков старой прокладки, деформация головки).

Признаки дефектов прокладки ГБЦ

Поскольку речь идет о двух основных дефектах прокладки ГБЦ, признаки их проявления также стоит рассматривать отдельно. Если пробита прокладка головки блока цилиндров, признаки будут следующими:

  1. Моторное масло смешивается с антифризом, а в охлаждающую жидкость попадает топливо. Тревожным сигналом могут стать маслянистые пятна в расширительном бачке охлаждающей системы.
  2. Если пробивает окантовку камеры сгорания, температура двигателя повышается. Далее в охлаждающую систему поступают горящие газы, антифриз нагревается, имеет место активное газообразование.
  3. О наличии антифриза или влаги в камере сгорания может свидетельствовать белый дым в глушителе. Данный симптом характерен для разрыва между камерой сгорания и каналом рубашки охлаждения.
  4. При разрыве внешней оболочки появляются потеки масла в зоне стыка головки и блока цилиндров.
  5. Запуск двигателя может быть проблематичным, поскольку выхлопные газы одного цилиндра перемешиваются с топливной смесью другого. После разогрева устойчивость работы мотора нареканий не вызывает.

Следующие изменения в работе машины свидетельствуют о прогаре:

  1. На щупе двигателя появляются капли воды или водомасляная эмульсия, следовательно, прогар локализовался между охлаждающим и масляным каналами. При смешивании масла с охлаждающей жидкостью образуется своеобразная эмульсия, которую при вытаскивании масляного щупа нельзя не заметить. Если жидкости попало мало, после остановки возможно расслаивание из-за нестабильности эмульсии. Если слегка открутить пробку поддона картера, сначала вы увидите воду, а затем просочится масло. На щупе и внутренних деталях мотора будет конденсат, образовавшийся в результате испарения части жидкости. Если капли конденсата образуются регулярно, в прогаре нет сомнения. Также на проблему укажет маслянистая пленка в расширительном бачке на поверхности тосола.
  2. Нестабильность температур двигателя связана с температурой тосола. При попадании в охладительную систему в небольшом количестве газы могут выходить сквозь клапан наружу, а тосол выбиваться не будет. Перед термостатом скопится лишь часть газов, но теплопередача охлаждающей жидкости будет частично заблокирована. Как результат, запоздалое срабатывание термостата, и мотор перегревается. Температура резко падает при срабатывании термостата, и все начинается заново. Если такие скачки температур не сопровождаются пузырьками в расширительном баке, проблема может быть в термостате, а не в прокладке.
  3. Если из отопителя идет холодный воздух, проблему распознать легко, но проявляется она не на всех машинах. В некоторых случаях прорвавшиеся газы могут успеть выйти через клапан пробки расширительного бачка. В других случаях они создают воздушную пробку, которая блокирует нагрев воздуха, выходящего из печки. Обнаружить проблему удается в холодное время года при условии активного использования печки.
  4. Если охлаждающую жидкость выбивает, но следов ее утечки нет, целостность прокладки явно нарушена, а прогар локализован между каналом охлаждающей жидкости и камерой сгорания. Запрещено при работающем двигателе открывать пробку расширительного бачка. Мотор необходимо заглушить и подождать снижения давления в системе, в противном случае вырывающийся тосол может спровоцировать сильные ожоги.

Как проверить прокладку на наличие дефектов?

Перед началом проведения ремонтных работ по замене прокладки ГБЦ рекомендуем проверить ее на наличие повреждений, используя следующие методики:

  1. Магнитно-порошковая диагностика считается наиболее быстрым и простым способом. Со всех сторон ГБЦ установите магниты и обсыпьте металлической стружкой головку блока. Она переместится к магнитам, а в зоне дефектов останется.
  2. Проверка давлением без погружения в воду предполагает использование мыльного раствора. Его необходимо налить на плоскость крышки ГБЦ и подать в контур сжатый воздух. Появление пузырей свидетельствует о микротрещинах.
  3. Применение давления с погружением в воду предполагает полное погружение головки в емкость с горячей водой. Далее по такому же принципу подается сжатый воздух, а пузырьки укажут на дефекты.
  4. Водой также можно проверить без погружения. Плотно закройте отверстия и залейте в канал воду. Накачайте воздух насосом для обеспечения давления в 0.7 МПа минимум. Через 2 — 3 часа проверьте наличие воды. Если ее нет — прокладка с дефектами.

Замена прокладки ГБЦ

Сложностей в самостоятельной замене прокладки нет, однако процедура требует аккуратности и внимательности.

Следовать необходимо поэтапной инструкции:

  1. Отсоедините все навесное оборудование, мешающие детали и трубопроводы.
  2. Очистите от грязи и масляных накоплений болты крепления.
  3. Открутите болты, начиная с середины по одному обороту за раз, чтобы снять напряжение.
  4. Снимите головку блока и избавьтесь от старой прокладки.
  5. Тщательно очистите посадочное место и установите новую прокладку. Она должна в полной мере соответствовать направляющим втулкам и размеченным центровочным пазам.
  6. Установите головку на место и приступайте к затягиванию болтов. На данном этапе воспользуйтесь динамометрическим ключом и строго ориентируйтесь на предоставленную производителем схему конкретно для вашего авто. Параметры закручивания болтов должны точно соответствовать вашей машине, в противном случае прокладка вскоре прогорит. Желательно заранее узнать силу затяжного момента для вашего авто и проверить, соответствует ли новая прокладка требуемым параметрам.
  7. После сборки двигателя навесное оборудование можно возвращать на свои места и подключать.

Вывод

В качестве итога стоит добавить, что при замене прокладки необходимо выбирать высококачественные детали. Лучше не экономить и сразу покупать оригинальную прокладку, в противном случае аналог известного бренда из-за низкого качества материалов может прогореть или лопнуть через 10 — 15 тыс. км пробега. Даже если стоимость фирменной детали выше на 50%, такая покупка будет в полной мере оправдана.

Источник: https://auto-gl.ru/2-osnovnyh-defekta-prokladki-gbc-i-ih-prichiny-zamena-prokladki-v-7-etapov/

Как заменить прокладку головки блока цилиндров (ГБЦ)

Как правильно поменять прокладку головки блока цилиндров?

Для уплотнения соединения блока цилиндров с головкой блока цилиндров применяется специальная прокладка ГБЦ. В ней имеются отверстия для: стягивающих болтов, прохождения охлаждающей жидкости и моторного масла из блока цилиндров в головку блока цилиндров, а также окаймляющие камеры сгорания.

В связи с тем, что к данному расходному материалу предъявляются повышенные требования, в своем составе он имеет металлические кольца, расположенные в точке соприкосновения прокладки ГБЦ с камерой сгорания и защищающие ее от температур сгорания топливной смеси и, как следствие, преждевременного износа.

Какие бывают прокладки ГБЦ

В настоящее время прокладки подразделяются на 3 типа в зависимости от материала изготовления:

  • асбестовые, упругие, эластичные;
  • безасбестовые, незначительно изменяют свою геометрическую форму при эксплуатации, но быстро ее восстанавливают;
  • металлические, долговечные и надежные.

Выбор типа зависит от требований автолюбителя и его финансовых возможностей.

Из-за чего меняют прокладку ГБЦ

Основных причин для замены всего две:

  1. ремонт двигателя, подразумевающий съем ГБЦ (прокладка по сути является одноразовой, это связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ее свойствам, так как при повторном использовании высока вероятность ее негерметичного прилегания к поверхностям деталей ДВС);
  2. неисправность прокладки (с течением времени при определенном типе вождения, низком качестве прокладки, не правильной ее установке происходит прогорание прокладки и, как следствие, потеря мощности ДВС с последующими возможными необратимыми неисправностями ДВС).

К чему приводит неисправность прокладки гбц и несвоевременная ее замена

Последствия эксплуатации транспортного средства с неисправной прокладкой зависят от времени обнаружения данной неисправности. Например, если неисправность обнаружена сразу после ее появления, то необходимо только заменить прокладку. При эксплуатации автомобиля с неисправной прокладкой ГБЦ возможны:

  1. порыв патрубков системы охлаждения в результате повышения давления из-за процессов, проходящих в камерах сгорания;
  2. перегрев двигателя с потерей геометрии головки блока цилиндров, что может привести не только к дополнительным работам по восстановлению геометрии ГБЦ (фрезеровка поверхности), но и к полной замене головки блока цилиндров;
  3. заклинивание двигателя. Данная неисправность может появиться как в результате плохого смазывания трущихся поверхностей из-за попадания охлаждающей жидкости в систему смазки, так и в результате гидравлического удара (если автомобиль с прогоревшей прокладкой ГБЦ стоял некоторое время, то в результате в цилиндры может перетечь достаточное для гидравлического удара количество охлаждающей жидкости). Стоимость устранения заклинивания ДВС будет равна стоимости капитального ремонта ДВС, либо стоимости нового ДВС.

Если вы знаете, что прокладка ГБЦ вашего автомобиля неисправна и автомобиль какое-то время стоял без работы (порой достаточно одной ночи), то лучше автомобиль не эксплуатировать до устранения неисправности. Если вы все-таки решите доехать до места ремонта «своим ходом», то для избежания гидравлического удара рекомендуется перед пуском ДВС выкрутить все свечи и прокрутить двигатель на несколько оборотов для удаления из цилиндров попавшей туда жидкости, после чего установить свечи зажигания на место и заводить двигатель.

Как определить, что прокладка ГБЦ требует замены

Каких-либо навыков для определения неисправности прокладки не нужно, для этого необходимо периодически осматривать автомобиль под капотом. При неисправной прокладке незначительно теряется мощность двигателя, но заметить это достаточно сложно, а также увеличивается расход охлаждающей жидкости.

При осмотре автомобиля стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • повышенный расход охлаждающей жидкости;
  • подтекание охлаждающей жидкости или масла в месте прилегания головки блока цилиндров к блоку цилиндров;
  • появление масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • выдавливание охлаждающей жидкости через расширительный бачок или крышку радиатора;
  • светлые примеси в моторном масле (явный признак попадания охлаждающей жидкости в систему смазки двигателя);
  • бурление охлаждающей жидкости при работе ДВС на высоких оборотах и под нагрузкой;
  • изменение характера выхлопных газов, что может говорить о попадании в камеру сгорания охлаждающей жидкости.

Порядок замены

Процесс по замене достаточно трудоемкий, но при определенных знаниях и наличии специального инструмента (динамометрический ключ) не очень сложный. Замену выполнят практически на любом СТО, но также можно выполнить и своими руками. Цена детали составляет от 1000 до 3000 рублей, а в автосервисе работа по замене прокладки ГБЦ обойдется в сумму 5000 рублей и выше. Для примера рассмотрим порядок замены прокладки ГБЦ на отечественном автомобиле семейства ВАЗ «классика».

1. Слив охлаждающей жидкости. Если охлаждающая жидкость не будет меняться, то сливаем ее в чистую емкость, а если будет меняться, то в любую емкость для последующей ее утилизации.

2. Съем навесного оборудования, ограничивающего доступ к головке блока цилиндров:

  • шланг сапуна;
  • воздушный фильтр с корпусом;
  • карбюратор;
  • патрубки системы охлаждения (идущие к радиатору и к водяной помпе);
  • приемный патрубок выхлопных газов;
  • высоковольтные провода, свечи зажигания и трамблер.

Для удобства съема можно дополнительно снять выпускной трубопровод и впускной коллектор, но тогда будет необходимо поменять прокладки и под них.

3. Съем клапанной крышки.

Откручиваем 8 гаек, крепящих клапанную крышку.

4. Съем распределительного вала:

  • ослабляем натяжитель цепи;
  • откручиваем болт крепления шестерни привода ГРМ, предварительно отогнув стопор контрящейся шайбы;
  • откручиваем болты крепления распределительного вала сначала краевые и только потом центральные.

Для предотвращения падения цепи вниз ее нужно подвесить, например, при помощи обыкновенной проволоки.

5. Снятие.

Откручиваем болты крепления по кругу и снимаем головку блока цилиндров.

6. Замена.

Перед установкой необходимо тщательно очистить поверхности деталей от старой. Это немаловажный момент, так как если поверхности деталей не будут хорошо очищены, то это приведет к неплотному прилеганию новой прокладки. В результате через какое-то время прокладку ГБЦ придется менять снова.

7. Сборка двигателя, которая осуществляется в обратном разборке порядке. При этом необходимо знать порядок и методику затягивания болтов крепления для двигателя вашего автомобиля. Также для крепления головки блока цилиндров понадобится динамометрический ключ, он исключит срывание резьбы в блоке цилиндров при затягивании болтов крепления ГБЦ и обеспечит оптимальный затяжной момент болтов, рекомендованный заводом-производителем.

Первое время после замены необходимо отслеживать отсутствие причин неисправности прокладки, описанных выше.

Также если вы примете решение заменить прокладку ГБЦ своими руками, подойдите к этой процедуре с максимальной ответственностью, либо если сомневаетесь в своих силах доверьте выполнение этой работы специалистам.

Источник: https://autoiwc.ru/other/kak-zamenit-prokladku-gbc.html