Как правильно применить ступенчатое торможение?

Содержание

Способы торможения автомобиля

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Не каждый водитель, надавливая на педаль тормоза, задумывается о том, каким именно видом торможения он пользуется, и о том, какие процессы при этом протекают в устройстве автомобиля. А между тем разновидностей торможения множество. В этой статье мы подробно их разберём.

Виды

Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:

  • полное;
  • частичное;
  • экстренное;
  • аварийное;
  • служебное;
  • стояночное.

Полное

При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.

Частичное

При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.

Экстренное

Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.

При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.

Аварийное

Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.

Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.

Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.

Служебное

Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.

Стояночное

Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.

Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.

Способы

Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.

Известны следующие способы:

  • торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
  • торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
  • остановка импульсами;
  • ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.

Торможение двигателем

Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.

При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.

Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.

При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.

Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.

Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.

При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.

Значительное усилие для остановки

Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.

Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.

Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.

Импульс

Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.

Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.

Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.

Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.

Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.

Ступенчатое торможение

Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.

  • Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
  • Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.

Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.

Тормозим в экстренной ситуации

Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:

  • Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
  • Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
  • Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
  • Через мгновение снова тормозим «в пол».

Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.

Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.

Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.

Удачи вам на дорогах.

Источник: https://CarExtra.ru/obuchenie/sposobyi-tormozheniya-avtomobilya.html

Торможение автомобиля: основные приемы и их особенности

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Неправильные действия водителя при необходимости торможения могут не только не улучшить ситуацию, а даже сделать ее в разы хуже и повлечь за собой аварию. Потому важно разбираться в способах торможения автомобиля, их достоинствах, возможных последствиях и необходимом порядке действия. Конечно, только теоретических знаний недостаточно, требуется неоднократное применение способов торможения на практике. И лучше отрабатывать навыки на автодроме или на какой-то другой площадке, чтобы потом в реальной ситуации действовать быстро и правильно.

Способы торможения автомобиля необходимо освоить на тренировочном полигоне

На видео ниже показано, как отрабатывается экстренное торможение на асфальте в условиях полигона.

Способы торможения автомобиля

Торможение автомобиля можно условно разделить на две основные категории: экстренное и служебное. С экстренным все понятно, а служебное – это плавное снижение скорости в любой штатной ситуации.

Даже торможение автомобиля в штатной ситуации требует определенного навыка. Прежде всего, давить педаль нужно не носком и не пяткой, а сводом стопы. Это самый надежный способ: и не соскользнет, как  носок, и имеет достаточную чувствительность, в отличие от пятки. Так что, осваивая навыки торможения приучайте себя нажимать на педали именной этой частью стопы.

Нажимать на педаль тормоза нужно серединой стопы — сводом

Надавливать следует плавно, постепенно наращивая усилие. При резком нажатии на тормоз, существует вероятность возникновения блокировки колес. В штатной ситуации это не страшно, но неприятно.

Экстренное торможение автомобиля может выполняться несколькими способами:

  • Резкое;
  • Плавное;
  • Прерывистое;
  • Ступенчатое.

В любой опасной ситуации первая реакция —  посильнее вдавить педаль тормоза в пол. Это абсолютно недопустимо и приводит только к увеличению тормозного пути и/или заносу автомобиля, другим неприятным вещам. Потому первое, к чему нужно себя приучить – сдерживать этот порыв.

Читайте также  Как правильно переключать коробку автомат на автомобиле?

В нештатных ситуациях, некоторые водители, вместо того, чтобы нажать на тормоз, жмут на газ. По неофициальной статистика, таким образом поступают, как правило женщины.

Нажимать педаль торможения нужно медленно и плавно. Только так можно достигнуть минимального тормозного пути.

Способы торможения автомобиля выбирают в зависимости от дорожной обстановки и подготовленности водителя

Вообще величина тормозного пути зависит от многих факторов: от типа и состояния дорожного полотна, от начальной скорости и от общей эффективности тормозной системы конкретно вашего автомобиля.  При запуске автомобиля в производство, эффективность тормозной системы проверяется во время испытаний, результат которых выражается в установившемся замедлении автомобиля при торможении. Он затем учитывается в расчетах тормозного пути на месте происшествия.

Что происходит во время торможения автомобиля

По мере нажатия на педаль тормоза, диск или барабан (в зависимости от типа установленных тормозов) начинает уменьшать скорость вращения колеса. Автомобиль снижает скорость движения.  Но при определенном усилии колеса перестают вращаться вообще – блокируются. При этом снижение скорости замедляется, а трению с дорожным полотном подвергается один участок шины, который активно стирается. При стирании образуются катышки резины, которые способствуют увеличению тормозного пути почти вдвое.

https://www.youtube.com/watch?v=xRwRGexD0uU\u0026list=PLpX2_qnm7Ja0pPraseA4wIQMYqTLCx0Kq

В видео наглядно продемонстрировано, что блокировке колес, тормозной путь увеличивается.

При экстренном торможении, самое главное – уловить момент перед блокировкой колес и отпустить педаль, чтобы затем нажать снова. Такое постепенное, ступенчатое торможение – оптимальный способ остановить автомобиль, пройдя минимально возможный тормозной путь и не потерять возможность управления автомобилем.

Резкое торможение автомобиля — не самый лучший выход

При торможении, больше нагруженными оказываются передние колеса — автомобиль как-бы клюет носом. Поэтому коэффициент сцепления задних колес с дорожным полотном ниже, а значит и блокировка их наступает раньше. По этой причине, при нажатии на тормоз, нужно обращать внимание, прежде всего, на поведение задних колес.

К тому же, при торможении, на величину сцепления шин с дорогой воздействует еще и боковая сила (из-за изношенности покрышек), что тоже может привести к заносу задних колес. Если «зад» автомобиля повело, нужно отпустить педаль тормоза и выровнять рулем направление движения, действуя мягко и без рывков. Все эти навыки не возникают на ровном месте, а требуют много кратной отработки.

И только когда они доведены до автоматизма во время тренировок, можно надеяться на то, что в реальной ситуации на дороге водитель сможет применить их на практике.

Есть еще один способ торможения автомобиля – прерывистый. Он менее эффективен, чем ступенчатый, но его легче освоить. Этот метод состоит в том, что водитель попеременно то нажимает до упора, то полностью отпускает педаль тормоза. Такое чередование происходит до полной остановки. Эффективность такого торможения намного ниже, но этот способ работает лучше, чем снижение скорости при заблокированных колесах, которое возникает при резком торможении. Выполняя прерывистое торможение нужно быть готовому к довольно сильным рывкам и максимально гасить их корпусом.

Резкое торможение автомобиля и автомобиль может занести

Для того, чтобы не создавать аварийные или опасные ситуации, необходимо снижать скорость до вхождения в поворот, а не тормозить на закруглениях дорог или непосредственно перед препятствиями. Это приведет только к тому, что авто не впишется в поворот,  его занесет или машина врежется в находящиеся рядом средства передвижения или предметы и строения.

Торможение автомобиля на скользкой дороге

В гололед, на покрытой снегом дороге способ торможения отличается от действий на дорожном покрытии с нормальным сцеплением. В этом случае нудно последовательно понижать передачу и понемногу нажимать педаль тормоза. Одновременно нужно плавно включать сцепление или переключать передачи с перегазовкой. Это позволит избежать блокировки ведущих колес из-за  их проскальзывания.

Торможение автомобиля на скользкой дороге — целое искусство

Справка! Перегазовка  — временное прекращение давления на педаль тормоза и кратковременное нажатие на педаль сцепления. Некоторые водители могут не снимая педали с тормоза, нажимать носком или пяткой правой ноги на сцепление. Это делать нужно в промежутках между понижением передачи.

В любых условиях, при любой погоде, перед началом торможения нужно убедиться, что у вас есть место для маневра. Желательно подать сигнал ближайшим автомобилям о начале торможения. Например, привлечь внимание можно, несколько раз подряд нажав на педаль тормоза. Мигающие тормозные огни при любой погоде и любой видимости послужат сигналом для окружающих о том, что вы начинаете какие-то действия.

Резкое торможение автомобиля – выход не самый лучший. При этом изнашиваются покрышки, трансмиссия, тормоза, интенсивно расходуется бензин. При экстренном торможении автомобиля на неровной или сколькой дороге, при проколе шины машина может стать неуправляемой.

Иногда для более эффективного торможения используют ручной тормоз

Иногда для ускорения остановки автомобиля или при повреждении основной тормозной системы используют стояночный (ручной) тормоз, а также вспомогательную систему торможения.

https://www.youtube.com/watch?v=wNJoX38ixy8\u0026list=PLpX2_qnm7Ja0pPraseA4wIQMYqTLCx0Kq

О том, как тормозить зимой на скользкой дороге (гололёд), рассказано в видео.

Свист при торможении автомобиля

Иногда, даже при незначительном торможении, раздается неприятный свист. Это явление может возникнуть:

  • из-за некачественных колодок, тогда избавиться от него можно заменив их;
  • из-за попавших на фрикционную накладку посторонних предметов (камешков и т.п.) – лечение – удаление посторонних предметов;
  • из-за воды, попавшей в тормозную систему после мойки или дождя – избавиться от скрипа можно, несколько раз резко затормозив (убедитесь, что ситуация на дороге позволяет);
  • изношенность колодок – единственное решение – диагностика и замена колодок;
  • несовместимость материалов – скрип возникает после замены колодок, но качество их хорошее; чтобы не возникала такая ситуация, желательно устанавливать запчасти того же производителя, но это также не гарантия их бесшумной работы.

Как правило, свист при торможении автомобиля в колодках, никак не влияет на эффективность торможения (если не является следствием изношенности накладок или тормозных колодок). Однако если тормоза свистят при торможении, это сильно раздражает, водителю не хочется снова и снова слушать раздражающие звуки.

Свист при торможении автомобиля скорее всего вызван изношенными тормозным диском или колодками

Водитель может начать торможение позже, чем необходимо, и создать аварийную ситуацию. Так что устранение свиста при торможении, важная задача, которая может влиять на безопасность движения.

Причина вибрации руля при торможении

Иногда, во время торможения, в руле ощущаются биения. На это нужно обратить внимание и исправить. Кроме того, что при экстремальном торможении вибрация может стать очень значительной, став дополнительным фактором, провоцирующим ухудшение ситуации на дороге.

Причина вибрации руля при торможении обычно объясняется неравномерным износом некоторых деталей тормозной системы

Основной причиной вибрации руля при торможении, является неправомерный износ тормозных колодок. В лучшем случае – банальное налипание грязи. Если вы несколько раз затормозили и почувствовали, что руль дергается, нужно осмотреть тормозные колодки. Если грязи нет, колодки необходимо заменить.

Поддержание системы торможения в хорошем состоянии – обязательная составляющая вашей безопасности.

Источник: https://avtofirst.ru/tormozhenie-avtomobilya-osnovnye-priemy-i-ix-osobennosti.html

Торможение с разными коробками передач

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Хорошо передвигаться на своем транспорте. Только при большой скорости стоит учесть один момент, как правильно затормозить в той или иной ситуации. И лучше это знать сразу.

При торможении на авто, с коробкой автомат не так все просто, придется правильно выжимать сцепление. Ряд советов для эффективного торможения с механической КП:

• Отпустить педаль газа полностью;

• выжимать левой ногой сцепление;

• тормоз выжимать правой ногой;

• переключиться на нейтральную скорость.

Для более эффективного замедления, нужно нажать на сцепление, чтоб снизить скорость и переключить КП на ступень ниже. Когда скользкая дорога лучше использовать прерывное торможение или ступенчатое. При аварийном положении нужно с помощью КП и мотора дополнительно снизить скорость. Рассмотрим эти варианты ниже в статье.

Основы использования экстренного торможения

Используется в аварийных ситуациях. Это говорится о быстром вдавливании на педаль тормоза, но это не так просто как кажется, на первый взгляд и имеет определенные действия. Каждому водителю нужно знать и придерживаться их. Итак, рассмотрим:

• Ни в коем случае, не выворачивать руль при резком и интенсивном нажатии на педаль тормоза. Это может привести к заносу или перевороту транспорта.

• Старайтесь не поддаваться панике и вести себя естественно, не выгибайтесь к лобовому стеклу. Прижмитесь всей спиной к креслу. Таким образом, вы эффективнее будете чувствовать поведение машины, и в случае столкновения может значительно помочь.

• Запрещено выжимать сцепления на авто с (МКПП).  Благодаря уменьшению оборотов в двигателе, авто снижает скорость.

Основы торможения на льду и при мокрой погоде

В наше время большинство автомобилей снабжены АБС, но при наличии такой системы, остановка считается не очень надёжной. Водители с большим стажем любящие драйв, побольше манёвров, дрифт — на отечественных автомобилях сами отключают эту систему. Новичкам не стоит обходить систему, но в случаи отключения есть способы остановить автомобиль при нелетной погоде. Так рассмотрим возможные способы.

Остановка при помощи мотора и коробки передач

Значительное замедление происходит при переключении на пониженную скорость коробки передач, таким образом, мощность в двигателе падает, и подача оборотов на колёса тоже, тем самым замедляя авто. При разнице коробок остановка отличается.

За коробку автомат ответственность несёт электроника, а при наличии механической КП водитель несет самостоятельно. При торможении с МКПП водитель сам следит за переключением скорости, а с АКПП это происходит автоматически, при помощи электроники.

Много мощных авто с автоматической КП, но когда применяешь двигатель при замедлении, желательно применять ручной режим и если есть возможность переключить лучше сделайте это.

Для того чтобы овладеть знаниями управлением тормоза с использованием двигателя и трансмиссии, нужно делать следующее:

• при помощи акселератора сбросить обороты;

• аккуратно выжимать педаль сцепления, относится к любому типу КП;

• постепенно понижаем скорость, при помощи КП сбрасывая на более низкую ступень;

• левой ногой попускаем сцепление, а другой ногой нажимаем на педаль газа.

Такие действия можно повторить несколько раз переключая КП в самое низкое положение. Этот способ остановки используется, во – время обледенение и на крутом спуске.

Способы постепенного замедления

Для этого нужно задействовать рулевую колонку и педаль тормоза. На тормоз необходимо нажимать интенсивно, то есть рывками. Но при таком действие колодки прилегают не плотно и авто идет слегка юзом, но при помощи руля можно удерживать управление. Стоит учесть, что новичку совершить такой манёвр будет сложно. На скользком участке нужно резкими интенсивными нажатиями давить на педаль тормоза, так как колодки плохо фиксируют обод колеса, то шины начинают скользить. Таким образом, гашение скорости автомобиля называется ступенчатое. Если не понятно как выполнять действия смотрите ниже:

• отпустить рычаг управления карбюратором;

• тормозную педаль нажать резко;

• при зажатом положении удерживать пару секунд;

• и отпустить.

Важно нажимать тормоз резко и таким же образом отпускать. Также нужно стараться удерживать определённую частоту движения и тогда автомобильные шины не поддадутся заносу. При использовании любого метода, важно соблюдать последовательность действий и наличие резины по сезону. Такой тип покрышек как все сезонка  более надежный в весенний и летний период. При зиме лучше использовать резину с шипами или хорошим протектором. При грамотной протекторной разметки, торможение становится гораздо лучше.

Ступенчатое торможение

Такой вид торможения в большинством похож на постепенное. Таким же образом нужно периодически зажимать тормозную педаль, при сбросе рычага управления карбюратором. При использовании ступенчатого торможения, сцепление не нужно отпускать полностью, но при этом необходимо резко нажимать на педаль тормоза. Таким образом, формируется чередование колодки с барабаном колеса и приводит к «зажатости». Такое торможение в чем-то напоминает АБС.

Читайте также  Как правильно заполнить обстоятельства ДТП?

ABS и торможение

Автомобилисты всё чаще стали встречать систему АБС. Но для пользования ею нужно с ней ознакомиться.

Работа и принципы

Главной целью АБС является не допустить при торможении блокировку колёс или колеса. Благодаря антиблокировочной системе между шиной и дорогой трения почти нет. При возникновении, система моментально производит баланс между всеми шинами. Колесо, которое осталось заблокировано колодками, изъято от трения поверхности катания.

Поэтому действует трение на каждой шине. Если все — таки будет разница в одном из четырех колёс, автомобиль может перевернуться. На ступицы во внутренней части расположены зубья, которые сообщают о своём движении на датчик системы.

Если движение ступиц замедляется или какое-либо из колеса перестает вращаться, то тогда антиблокировочная система понижает давления в тормозе и буквально сразу повышает.

Торможение

• При наличии в авто системы ABS, необходимо нажать на тормозную педаль и удерживать ее. Система автоматически распределяет давление по 4 скатам.

• Для автомобилей с МКПП, чтоб замедлить транспорт следует в одно время зажимать сцепление и педаль газа, чтобы мотор был исключён из торможения. Тем самым при помощи мотора замедление возникает в процессе уменьшения колебаний приводным колесом.

• Когда работает АБС можно услышать пощелкивание активности системы, а потом водитель почувствует вдавливание педали тормоза.

• При наличии системы АБС важно помнить и не забывать, что при скорости меньше 5 км/ч она не сработает.

• Имея такую систему тормозить на крутых поворотах не очень просто и безопасно. Функции могут не справится со своей задачей и авто уйдет в занос, а в худшем случае перевернется.

Эффективность антиблокировочной системы в много раз падает при замедлении на неровных участках дороги. Так как тормозной путь увеличивается в несколько раз.

Выводы

Вы теперь знаете, как необходимо правильно затормозить в разных условиях и при наличии той или иной коробки передач. Но имейте в виду, тише едешь дальше будешь. Удачи вам на дороге.

Источник: https://bilety-pdd.com/blog/obuchenie-vozhdeniyu/pravila-tormozheniya/

Как правильно применить ступенчатое торможение

Как правильно применить ступенчатое торможение?

› Автоваз

20.08.2019

Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.

Виды торможения автомобиля

Говоря о торможении, различают 6 основных видов:

  • Частичное торможение. Такой вид торможения предполагает постепенное снижение скорости, без полной остановки ТС.
  • Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной лишь разницей, снижение скорости происходит вплоть до остановки ТС.
  • Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручника (ручного тормоза). Например, если требуется временно оставить автомобиль на парковке, у вокзала, близ магазина, у обочины и т.д.
  • Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, когда не срабатывают основные системы регулировки скорости движения. Например, при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении.
  • Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, с учетом способа торможения и безопасности всех пассажиров.
  • Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.

Торможение двигателем с усилием

Данный способ торможения применяется в некоторых экстренных ситуациях, например, при несрабатывании основной тормозной системы автомобиля. В этом случае можно с пятой переключиться сразу на вторую или даже первую, НО!

Низкая передача, которая не соответствует заданной скорости, способна привести к ускоренному замедлению движения ТС, однако при этом возникает довольно большая нагрузка на двигатель и КПП, что в некоторых случаях может вывести механизм из строя, что, впрочем, в экстренной ситуации не столь важно. Между собственной жизнью и двигателем, каждый выберет первое, надо полагать.

Импульсное торможение

Импульсное или прерывистое торможение применяется для уменьшения скорости движущегося автомобиля с помощью тормозной системы. Реализуется путем выжимания педали тормоза до упора с кратковременным отпусканием тормозов. Актуально для автомобилей, которые не оборудованы системой ABS.

При этом частота и продолжительность нажатий может отличаться в зависимости от ситуации. Первоначальное тормозное усилие не должно быть слишком интенсивным, чтобы избежать возможной блокировки ведущих колес, но должно быть на грани блокировки.

Затем следует кратковременное неполное ослабление усилия торможения и снова торможение на грани блокировки и так до полной остановки или до достижения требуемой скорости движения.

Данный способ торможения чаще всего используется водителями одновременно с торможением двигателем.

На автомобилях, оборудованных системой ABS, импульсное торможение осуществляется автоматически. Водителю достаточно нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в нажатом состоянии. ABS не даст колесам заблокироваться, периодически ослабляя тормозное усилие. При этом водитель будет чувствовать вибрацию на педали тормоза, что и означает срабатывание антиблокировочной системы тормозов.

Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)

Это, по сути, тот вид работы педалью тормоза, которым пользуются все водители.

  • С повышением усилия. Такое торможение используется во время езды при плохих погодных условиях. При таком варианте увеличивается усилие и продолжительность воздействия на тормозную педаль. Таким образом, водитель как бы сканирует качество дорожного полотна, проверяя свой автомобиль на способность совершать нужные маневры.
  • С понижением усилия. Этот вариант используется в тех случаях, когда сцепление шин с дорожным полотном достаточно хорошее, что позволяет управлять ТС на высоких скоростях. В данном случае чтобы затормозить, первый раз тормозную педаль выжимают до упора и задерживают на некоторое время. Это позволит максимально быстро снизить скорость движения. Следующие нажатия должны быть быстрыми и непродолжительными, которые позволят контролировать степень торможения ТС.

Про способы торможения можно рассказать еще очень много, особенно про то, какой вид торможения, в какой ситуации можно использовать и когда это делать предпочтительно. Поэтому предлагаем вам посмотреть пару видеороликов с из которых вы сможете почерпнуть дополнительные сведения:

Есть еще два способа торможения, довольно эффективных в экстренных ситуациях: ступенчатое и прерывистое торможение.

1. При ступенчатом торможении водитель, прикладывая значительное усилие к тормозной педали, добивается кратковременной блокировки колес и сразу же после этого снижает давление на тормоз, но само торможение при этом не прекращает, далее он снова усиливает давление вплоть до блокировки колес и т.д. Каждый этап такого торможения дает возможность откорректировать устойчивость автомобиля и избежать его заноса.

2. Прерывистое торможение во многом повторяет ступенчатое с той лишь разницей, что вместо ослабления давления на педаль тормоза она полностью отпускается. В таком случае эффективность торможения несколько снижается, поэтому с целью уменьшения тормозного пути тормозную педаль следует циклически перемещать относительно ее положения, приводящего к блокировке колес. Подобный принцип заложен в действие антиблокировочных систем – систем АБС. Благодаря тому, что в момент блокировки колес водитель прекращает давление на тормоз, он постоянно сохраняет контакт с машиной

Источник: https://nadouchest.ru/kak-pravilno-primenit-stupenchatoe-tormozhenie/

Торможение автомобиля. Как правильно тормозить

Как правильно применить ступенчатое торможение?

От умения водителя правильно снижать скорость автомобиля во многом зависит дорожная ситуация. Если он будет неправильно действовать органами управления, когда необходимо снизить скорость движения или затормозить, то ситуация на дороге будет ухудшаться для всех участников и может произойти столкновение. Чтобы быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки на дороге, следует освоить и закрепить навыки всех возможных вариантов торможения автомобиля в различных условиях состояния дорожного покрытия. Лучше всего навыки отрабатывать на полигоне или пустой площадке.

Виды торможения машины

Различают два основных вида торможения машины в различных ситуациях – штатное и экстренное. Под штатным торможением понимается плавное уменьшение скорости автомобиля в стандартных и ожидаемых дорожных ситуациях. Несмотря на отсутствие неожиданностей, его нужно выполнять без всякого пижонства, нажимать на педаль всей стопой, а не пяткой или носком.

Это гарантирует надёжное и уверенное движение педали без соскальзывания и остановок. При этом свод стопы обладает большей чувствительностью, чем пятка или носок, необходимой для ощущения обратной реакции педали. Кроме того, выработанная привычка способствует развитию автоматизма движений ноги при работе с педалью тормоза. Давление ноги нужно увеличивать плавно.

Резкий и сильный пинок в педаль тормоза может привести к блокировке колёс.

Экстренное торможение производится в нештатной ситуации, которое возникает внезапно для водителя, характеризуется коротким промежутком времени и требует быстрого принятия решения. Оно может производиться разными способами по интенсивности – плавно, резко, прерывисто, ступенчато.

Инстинктивная реакция организма, выраженная в резком давлении на педаль от испуга при возникновении неожиданной ситуации на дороге, является вредным фактором, который приводит к длинному пути торможения или заносу. Нужно, в первую очередь, научиться удерживаться от такого непроизвольного движения.

Большинству женщин и некоторым мужчинам также присуще свойство путать педали тормоза и газа от испуга.

Плавное нажатие на педаль тормоза позволяет достичь наименьшего значения тормозного пути, которое зависит не только от способа торможения, но и других факторов:

  1. состояния и характера дорожного покрытия;
  2. скорости движения до начала торможения;
  3. времени срабатывания тормозной системы автомобиля;
  4. состояния и типа покрышек.

При изготовлении автомобилей на заводе проводится тестирование эффективности действия системы торможения. Она определяется как быстрота падения скорости при нажатии на педаль тормоза. Этот показатель автомобиля учитывается при проведении подсчёта тормозного пути на месте столкновения автомашин для оценки действия водителей.

Как происходит торможение автомобиля

Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля

Давление, прикладываемое ногой к педали тормоза, усиливается гидравлическими цилиндрами и передаётся на колодки, которые, выдвигаясь, сжимают тормозные диски или барабаны, замедляя вращение колёс за счёт трения. При достижении определённой силы сжатия происходит полная блокировка колёс, и они перестают вращаться. Под действием силы инерции шины начинают проскальзывать по дорожному полотну, оставляя на нём тормозной след. При истирании покрышки под ним образуются резиновые катышки, которые как ролики увеличивают почти в 2 раза тормозной путь машины.

Таким образом, для эффективного торможения нельзя допускать полной блокировки колёс. При ускоренном торможении важно в момент начала проскальзывания отпустить педаль, чтобы колёса провернулись, а затем снова нажать на неё. Таким ступенчатым способом можно достичь минимального тормозного пути и при этом не потерять управления. При торможении по закону механики основная нагрузка инерции ложится на передние колёса. Сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, и они блокируются раньше передних.

: Торможение автомобиля

Следовательно, водитель при нажатии на педаль тормоза должен ориентироваться на то, как себя ведут задние колёса. Разный износ или разный рисунок протекторов на них может привести к появлению боковых сил, под действием которых начинается занос задней части машины. В таком случае следует отпустить тормоз и, поворачивая плавно руль в сторону заноса, выровнять направление движения машины. Для водителя важно эти навыки управления отработать и приобрести ещё на этапе обучения вождению, чтобы на практике они усовершенствовались до автоматизма и не вызывали растерянности в случае необходимости.

Более легко поддаётся освоению прерывистый способ торможения, хотя по своей эффективности он уступает ступенчатому методу. Его смысл заключается в периодическом нажимании и отпускании педали тормоза с определённой частотой. Чем быстрее нужно остановиться, тем больше частота нажиманий. Исполняя этот способ торможения, нужно приготовиться к движению рывками, удерживать корпус и гасить рывки его наклонами. При этом способе затормаживания заноса машины обычно не возникает.

Читайте также  Как правильно настроить усилитель для сабвуфера?

При движении по извилистой дороге, чтобы машину не заносило на поворотах, и она не создавала помех для других автомобилей, нужно перед поворотами заранее снижать скорость ещё до того, как начали поворачивать руль. На закруглениях дорог машина должна не тормозиться, а двигаться с постоянной скоростью, достаточной для уверенного сцепления шин с полотном дороги. В этом случае машину не занесёт, и она не врежется во встречный автомобиль или дорожное ограждение.

При движении по скользкой дороге в гололёд или на заснеженной трассе применяется способ торможения автомобиля двигателем. Смысл его заключается в постепенном уменьшении скорости движения за счёт понижения передачи и слабого нажатия на педаль тормоза, не выключая сцепления. При переключении передачи сцеплением нужно управлять плавно, чтобы избежать рывков, приводящих к проскальзыванию шин и потере управления.

Всегда перед тем, как начинать торможение, следует убедиться в наличии достаточного места для выполнения манёвра. Для привлечения внимания идущего сзади транспортного средства можно несколько раз слегка нажать на тормоз, чтобы замигали задние красные огни. Резкие торможения противопоказаны автомобилю, так как приводят к повышенному износу протекторов, тормозных колодок, трансмиссии, элементов подвески, большому расходу топлива. Повышается риск прокола или разрыва шины, что может привести к потере управляемости.

: Как правильно тормозить.Виды и способы торможения на механической коробке передач

Причиной появления свиста или скрипа при торможении может быть:

  • некачественные или изношенные тормозные колодки, которые следует заменить;
  • попадание посторонних предметов на поверхность колодок;
  • попадание воды на барабан или диски, которая удаляется после нескольких интенсивных торможений на пустой дороге;
  • иногда визжат тормоза при несовместимости материала фрикционной накладки с материалом диска или барабана. Чтобы избежать этого, следует использовать колодки только фирменного образца.

Неприятный звук сам по себе не ухудшает эффективность торможения автомобиля за исключением, когда он является следствием изношенности колодок, но доставляет дискомфорт и может послужить причиной несвоевременного принятия решения о начале затормаживания, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/uchimsya-upravlyat-avtomobilem/tormozhenie-avtomobilya-kak-pravilno-tormozit/

Как правильно тормозить?

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Дорога таит в себе множество непредвиденных ситуаций, которые могут потребовать у водителя мгновенной реакции. И в большинстве своем, при возникновении препятствия, или другой помехи на пути движения автомобиля, нужно будет или изменить направление движения автомобиля, или быстро затормозить.

Многие считают, что главным фактором, который позволяет избежать ДТП, является реакция водителя, мол, если тот нажмет на педаль тормоза вовремя, автомобиль успеет остановиться до помехи на дороге. Тем не менее, как показывает практика, просто нажать на педаль тормоза бывает недостаточно.

Важно знать технику торможения, которая применяется в зависимости от расстояния до препятствия, от дорожного покрытия, от времени года. Поэтому, в данной статье мы расскажем о существующих методах эффективного торможения.

Техники, которые мы с вами рассмотрим, подходят для всех типов автомобилей, которые, как оснащены электронными помощниками торможения, так и не обладают таковыми. Мы затронем такие методы, как интенсивное торможение, комбинированное торможение и ступенчатое торможение. Далее поговорим немного о каждой в отдельности.

Интенсивное торможение

Данный способ торможения лучше всего подходит в том случае, если автомобиль двигается со скоростью 100 км/час и выше. Разумеется, применяться может только на прямых участках дороги с твердым покрытием. Смысл в том, что вы резко нажимаете до максимума педаль тормоза и удерживаете ее до тех пор, пока автомобиль не начнет скользить, или как говорят водители, — «идти юзом». Далее вы отпускаете педаль тормоза, чтобы сцепление колес с дорожным покрытием восстановилось, а затем вновь резко бьете по тормозам.  Разумеется, чтобы применять такой способ торможения, необходимо немного попрактиковаться.

Для этого, на прямом участке дороги необходимо разогнать автомобиль до скорости в 60 км/час. Резко нажав на педаль тормоза, держим ее до тех пор, пока автомобиль сохраняет прямую траекторию движения. Вы должны подловить тот момент, чтобы автомобиль не ушел в занос, но при этом эффективно тормозил. Проведя пару пробных попыток, вы наверняка сможете понять, когда необходимо отпустить педаль тормоза, чтобы восстановить устойчивость автомобиля, а затем снова нажать, чтобы окончательно остановиться.

Овладев этим способом, вы максимально эффективно и быстро сможете остановить транспортное средство, если помеха возникла, к примеру, на трассе.

Собственно, из названия данного способа понятно, что при торможении будет задействована не только тормозная система автомобиля, но и двигатель. Да, двигателем тоже можно эффективно тормозить. Данный способ торможения является одним из наиболее эффективных. Он может применяться при непрямых участках дороги, при любом дорожном покрытии, в том числе и на снегу. Главное достоинство этого способа в том, что колеса автомобиля не уйдут в юз, автомобиль не окажется в заносе, а значит, сохранит свою устойчивость.

Как выполняется комбинированное торможение, или торможение двигателем? Предположим, вы двигаетесь на автомобиле со скоростью 80 км/час, у вас включена 4-я передача. До половины необходимо нажать на педаль тормоза, затем переключиться на третью передачу. Не отпуская тормозов, переключаетесь на вторую, первую и продолжаете торможение на первой передачи до полной остановки автомобиля.

Используя комбинированный способ торможения, можно в разы сократить тормозной путь автомобиля.

Ступенчатый способ торможения

Данный способ рекомендуется для водителей-новичков. Он позволяет ощутить возможности тормозной системы автомобиля. Кроме того, инструктора рекомендует такой способ торможения на скользких дорожных покрытиях. Смысл его заключается в многократном нажатии на педаль тормоза, придавая различное усилие.

Итак, в ступенчатом торможении необходимо многократно нажимать на педаль тормоза, примерно с одинаковым интервалом. Первое нажатие должно быть самым сильным, затем все слабее и слабее.

По сути, таким способом торможения вы будете имитировать работу системы АБС, и при правильном ступенчатом торможении ваша автомобиль не уйдет в занос. При этом важно соблюдать плавность торможения, чтобы автомобиль не клевал передком дорогу, а двигался и тормозил равномерно, без резких рывков и раскачиваний.

Вот когда вам удастся затормозить ступенчатым способом торможения, сохраняя плавность хода, тогда вы можете считать, что в полной мере овладели данным методом.

Мы рассмотрели с вами наиболее эффективные способы экстренного торможения. В завершении отметим, что, лучше овладеть всеми этими методами, дабы обеспечить максимально быструю и эффективную остановку автомобиля в случае экстренной необходимости. А вместе с тем, рекомендуем соблюдать скоростной режим, установленный ПДД и дистанцию между транспортными средствами.

Источник: http://pro-tachku.ru/pro-vozhdenie/kak-pravilno-tormozit.html

Способы торможения автомобиля: в штатном режиме, при отказе тормозов

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и  навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.

Как правильно тормозить? Виды и способы торможения автомобиля | Советы водителям

Как правильно применить ступенчатое торможение?

Каждый водитель должен уметь правильно тормозить, причем в разных ситуациях. Очень часто автомобилисты в экстремальных ситуациях тормозят резко с полной блокировкой колес как своеобразным защитным рефлексом.

Однако подобное экстренное торможение совсем не рекомендуется применять – порой, оно оборачивается блокировкой и скольжением колес, впоследствии автомобиль резко заносит, а тормозной путь лишь увеличивается. Результатом этого резкого торможения может стать авария – автомобиль может попросту выбросить в кювет или опрокинуться.

Вцелом, правильное торможение водителя подразумевает умение водителя применять сцепление колес с дорогой, а также продолжать направление своего движения прямолинейно в процессе торможения.

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль  сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена.

В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент.

Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

приемы и способы торможения автомобиля



На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Источник: https://foram.ru/sovetyi-voditelyam/kak-pravilno-tormozit-vidyi-i-sposobyi-tormozheniya-avtomobilya