Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

Содержание

Прочистка и регенерация сажевого фильтра на дизельном Рено Дастер: наш опыт

Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

В августе-сентябре мы ездили в довольно масштабное путешествие из Петербурга на Кавказ. И впервые наша машина закапризничала: дважды загорался чек. По итогам поездки засорился сажевый фильтр на Рено Дастер.

Эта машина — наша «рабочая лошадка», без которой путешествия не были бы такими, какие они есть. Дастер дает нам свободу, позволяет заезжать туда, куда бы без него мы не попали.

В этой статье я хочу поделиться нашим опытом: прочистка сажевого фильтра и все подробности запуска регенерации сажевого на Дастере. Расскажу вам во всех подробностях все действия, ведь история закончилась очень благополучно, а дилер советовал нам поменять фильтр на новый. Ага, за 90 000 руб.

Удалять сажевый фильтр — значит ездить и дымить черным дымом, наносить вред экологии. Это не наш метод, ведь я веду экологичный образ жизни практически без отходов, и как можно сильнее стараюсь сократить свой экослед. Но это тема для другой статьи, здесь же давайте говорить только о сажевике.

Засорился сажевый фильтр на нашем Рено Дастер

Это была поездка, о которой я долго грезила. Наконец-то увидеть суровый Эльбрус, сначала издалека, с высоты домбайских гор, а затем все ближе и ближе подъезжая к нему и рассматривая в бинокль с классных видовых точек. Всё должно было быть идеально, но не в этот раз.

Наша машина, всегда надежный Дастер, решила показать характер. И еще даже не доехав до предгорья, на трассе М4 у нас в первый раз загорелся чек. Машина ехала без изменений, а сканера для считывания ошибок у нас тогда еще не было, и мы просто решили продолжать путь. В тот же день ошибка пропала с панели сама по себе и, решив, что это какая-то мелочь, мы об этом вообще забыли.

Уже в горах мы без всяких ошибок проездили все планируемые точки, а вот как только стали думать об обратной дороге — снова загорелась ошибка. И уже не погасла до самого Петербурга. Так мы и ехали с горящим чеком, но Дастер снова не проявлял никаких «симптомов болезни».

По прибытию в Санкт-Петербург, первым делом записались к дилеру на диагностику. Авто уже не на гарантии, она кончилась всего 5 месяцев назад. Пробег на данный момент составлял около 67600 км.

Дилер ошибку скинул, так толком и не сказав причину ее возникновения. Настоятельно рекомендовал нам купить новый сажевый фильтр, ведь в нем накопилось уже 33 грамма сажи, а 36 граммов — это замена фильтра, как нам сказали.

Мы решили попробовать прожечь его сами, заправившись Танэко и выехав на трассу. Гоняли авто в хвост и в гриву, но на обратном пути снова горел чек. В это время мы уже ждали наш сканер с алиэкспресса, но он еще был в пути и проверить, прошла ли регенерация, сами не могли.

Дастер поставили на стоянку на 2 недели. Думать, что же делать, и заодно сканер получить за это время.

Было несколько вариантов развития событий, если фильтр не очистился:

  • Покупать новый сажевый фильтр;
  • Вырезать его насовсем, но это, конечно, очень плохой вариант;
  • Принудительная регенерация фильтра за 4500 руб у дилера. Это когда машина стоит на месте и держит обороты 3000-3500 около получаса. Источник: https://in-journey.ru/prochistka-i-regeneraciya-sazhevogo-filtra-na-dizelnom-reno-daster-nash-opyt/

    Удаление сажевого фильтра — последствия, признаки неисправности, польза, вред

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?
    Со временем фильтрующие элементы забиваются. Это может быть салонный, воздушный, топливный или сажевый барьеры. О последнем и пойдет речь в данной статье. Если другие фильтры заменяют или вовсе ездят с загрязненными (например, салонным), сажевый часто решают просто убрать как ненужную запчасть.Современные дизельные машины выпускаются с соблюдением экологических норм ЕВРО-4. У новых авто подобного типа газ из выхлопной трубы обладает кислым, а не горелым запахом. Это происходит как раз благодаря блокировке сажи на выходе (черного цвета нет по этой же причине). Мощности автомобилю данная функция не добавляет, а с течением времени автовладельцы сталкиваются с рядом трудностей. Узнайте стоимость удаления сажевого фильтра онлайн за 3 минутыНе тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!Получить цены

    Как и зачем удалять сажевый фильтр

    Давайте разберемся с технической точки зрения. В металлическом корпусе рассматриваемого устройства располагаются фильтрующий элемент и катализатор. Также при осмотре вы обнаружите трубки и провода. Один из проводов — разъем кислородного датчика. Далее идут температурные датчики (до/после запчасти). Две трубки имеют отношение к датчику давления дифференциала, измеряя сами показатели и их разницу на входе/выходе.  Почему со временем требуется удаление сажевого фильтра? Чтобы это понять, давайте разберемся в принципе действия. Отработанные газы поступают на фильтрующий элемент через катализатор. Интересующая нас деталь представляет собой агрегат с большим скоплением глухих перфорированных каналов, пропускающих газы (крипт). Несгоревший углерод остается на их стенках. Таким образом на запчасти со временем образуется сажа. 

    Удаление сажевого фильтра на “дизеле” — зачем нужны датчики

    Изменение температуры укажет на степень проходимости фильтра. Индикаторы позволяют вовремя выявить проблему. Блок управления “знает” нормы дифференциала давления и температуры до/после барьера. Если, например, температурная разница превышает заданное значение, ЭБУ дает сигнал о неполадке. Забитый фильтр не пропускает газ в необходимом объеме для нормальной работы автомобиля. Двигатель перегружается.  

    Удаление катализатора сажевого фильтра — регенерация

    Самоочистка возможна. В зависимости от вида детали она проходит по-разному. На рынке представлены следующие варианты:

    • DPF (часто устанавливают на немецких авто);
    • FAP (встречаются на “Пежо”, “Ситроене”, “Вольво”, “Форде” и пр.)

    В первых происходит выжигание осадка при помощи горючего, подающегося специальными форсунками. Для осуществления процесса горения требуется 600-800 градусов Цельсия. Во втором варианте применяется специальная жидкость Eolys в качестве катализатора. Здесь достаточно 450 градусов Цельсия.

    Выделяют принудительную и спонтанную регенерации. В первом типе требуется ручной запуск. Во втором старт осуществляется по команде ЭБУ, опирающегося на данные датчиков разницы давления и температуры. 

    В некоторых случаях управляющий блок фиксирует количество израсходованного топлива, на основании которого процесс тоже может запуститься.   

    Удаление сажевого фильтра — нюансы и последствия регенерации

    Если долго не менять фильтр, повысится расход горючего, также возможно выдавливание сальников.

    Эта процедура проходит каждые 1,5-5 тыс. км пробега. Если она включается чаще, фильтрующий элемент требует замены — скорее всего система не справляется со сжиганием сажи. Некоторые специалисты автосервисов недолюбливают принудительный вариант из-за рисков, связанных с высокими температурами. 

    Перед проведением регенерации требуется предварительное равномерное движение автомобиля на одной скорости. Прерывать процесс крайне нежелательно. В противном случае система будет вновь перезапускать алгоритм, пока не доведет начатое до конца. Перечислены дополнительные негативные факторы:

    • перерасход горючего;
    • повышение уровня масла;
    • снижение смазочных свойств рабочей жидкости;
    • выдавливание сальников с посадочных мест.

    Если система не справляется и выдает ошибку (например, “регенерация невозможна — требуется принудительная”), необходимо удаление сажевого фильтра на дизеле. Последствия пренебрежения проблемой с данным элементом неприятные — можно не заметить других дефектов. При избытке горючего неисправность “скрывается” в топливной аппаратуре (например, течь форсунки). Недостаток воздуха тоже возможен, в том числе из-за халатного отношения автовладельца к воздушному очистителю.

    И всегда важно учитывать фактор естественного износа. Если не прогреваете машину перед началом движения, ресурс деталей заметно сокращается. 

    Зачем нужно программное удаление сажевого фильтра

    Убедитесь, что ЭБУ «знает», что фильтр снят.

    Если вы используете самый популярный способ устранения проблемы, не забудьте “поработать” с ПО. Разнос в системе может происходить и при удаленном элементе. Такое возможно, если “мозги” считают, что все осталось на своих местах. Необходимо отключить фильтр на программном уровне. При отсутствии свитча, используют разные полулегальные методы. Здесь мы их упоминать не будем, так как считаем оптимальным выходом из положения обращение к специалистам автосервиса.

    Стоимость удаления сажевого фильтра зависит от статуса СТО, цены расходников, особенностей авто и других факторов. 

    В “кустарных” гаражах вам могут существенно повредить систему диагностики. В следующий раз даже грамотным специалистам без “шамана с бубном” не обойтись. Мы настоятельно рекомендуем обращаться в проверенные техцентры. Попытка сэкономить может привести к гораздо более существенным тратам.

    При этом хотим еще раз подчеркнуть, что самостоятельная работа возможна.

    Чтобы быть уверенным в своих силах, рекомендуем хорошо подготовиться: посмотреть видео с пошаговой инструкцией, изучить форумы владельцев аналогичных авто, внимательно прочитать руководство производителя и проконсультироваться с автомобильными специалистами (например, в чате на агрегаторе Uremont.com).  

    Что лучше — замена или удаление сажевого фильтра

    Существует несколько вариантов решения проблемы:

    • установка новой запчасти (минусы — дополнительные затраты на детали);
    • монтаж аналога (этот способ мы не советуем — себестоимость такого элемента в качественном исполнении стоить мало не может из-за драгметаллов с конструкции);
    • физическое удаление фильтра и удаление ПО из системы.

    Найти СТО можно на агрегаторе Uremont.com. Здесь вы найдете интерактивную карту с адресами партнерских автомастерских, отклики и оценки пользователей, тематические статьи и прочую профессиональную поддержку.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/uremont/udalenie-sajevogo-filtra--posledstviia-priznaki-neispravnosti-polza-vred-5ec3ef0289e3eb271d9448a7

    Особенности сажевого фильтра в дизелях

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    Сажевый фильтр Особенности эксплуатации сажевого фильтра в городских условиях.

    Если автомобиль не разгоняется до нужных температур, в зависимости от бренда, у кого-то 30 км/ч, у кого-то 50 км/ч, нет стабильной скорости выше определенного порога сажевый фильтр не выходит в режим регенерации. Связано это с банальной безопасностью: так как в фильтре есть некоторое кол-во углерода, который при окислении до углекислого газа будет выделять температуру.

    В этой ситуации появляется риск, что корпус сажевого фильтра нагреется до критической температуры и может повредить антикоррозионное покрытие кузова и т.п. В перспективе антикор под днищем начнет дымиться.

    Поэтому у большинства брендов есть ограничение, что фильтр прожигается только на определенных режимах работы двигателя в движении.

    Как гарантированно обеспечить охлаждение сажевого фильтра

    Когда мы стоим в городских пробках, особенно зимой, сажевый фильтр на режим прожога не выходит. Блок управления считывает сигналы с датчиков ABS, видит что скорость не достаточная, и сажевый фильтр накапливает сажу. Мелкие частицы сажи накапливаются в карманах, как показано на рисунке ниже.

    Более детально об устройстве сажевого фильтра читайте здесь

    С определенной периодичностью, их накапливается определенное кол-во, вырастает сопротивление фильтра на выхлопе, и на входе и на выходе достигает определенного значения, в этой ситуации нужно поставить датчик противодавления перед фильтром и современный двигатель даст выход на режим регенерации.

    В этом случае форсунки дают дополнительный впрыск еще одной порции топлива в момент рабочего хода. В итоге топливо разгорается тогда, когда начинается такт выхлопа. То есть когда поршень все сгорающие вещества выбрасывает в выхлоп. По сути дела, в сажевый фильтр из цилиндра влетает горящий факел. Он поднимает температуру внутри сажевого фильтра, сажа под воздействием платины начинает окисляться до углекислого газа, и в газообразном виде, вещества просачиваются через пористую керамику, как показано на картинке, и сажевый фильтр опять работоспособен.

    Сопротивление снижается до нужного порога, режим регенерации выключается, автомобиль едет дальше.

    Как сажевый фильтр забивается в пробках. Регенерация не происходит

    В пробках есть определенные ограничения, и именно в этой ситуации происходит следующее: накопление идет, а режим не активируется, со временем накопление сажи произойдет выше определенного порога, после чего блок управления автомобиля сообщит о том, что владельцу пора в автосервис. А именно он покажет, что сажевый фильтр забит, выше определенной границы регенерация уже невозможна и только остается ехать в сервис.

    Замена сажевого фильтра и его стоимость

    Есть несколько вариантов решения данной проблемы. Если забитость сажевого фильтра достигла такого уровня и владелец сразу реагирует на датчик, и приехал в сервис, то со спец. прибора дилеров можно активировать режим регенерации. При этом будет стоять характерный, дымный углекислотный выхлоп, под присмотром специалистов двигатель будет работать в нужном режиме, дабы не перегреть днище автомобиля.

    Если запустить эту проблему, и не сразу поехать, а с опозданием, то степень засоренности сажевого фильтра может перешагнуть вторую критическую границу, где даже с дилерского скана встанет запрет на прожог. И тут любой официальный дилер скажет, что нужна только замена сажевого фильтра.

    Напомним, основной элемент данного фильтра — это платина, поэтому стоимость устройства очень высока. Ну, к примеру, если брать фильтр легкового среднего автомобиля, то стоимость может достигать от 1000 евро.

    Что делать в такой ситуации если не хочется покупать новый сажевик, или просто, как говорится не на что.

    Рассмотрим несколько вариантов:

    1. Удаление сажевого фильтра. Но при этом не у всех автомобилей, можно блок управления заставить работать в случае замененного пламегасителем сажевого фильтра. Потому что они ловят как перепад давления, так и перепад содержания тех или иных веществ, при этих составляющих блок управления не даст тронуться автомобилю. В основном обмануть систему удается у моделей старшего поколения. Более новые и современные уже не удастся.

    У того у кого обмануть не получится, придется с ним жить на протяжении всей эксплуатации автомобиля. И рано или поздно его придется менять. Как минимум не стойте долго в пробках, особенно зимой. После каждого стояния дайте системе дать регенерацию, проедите некоторое кол-во километров по трассе с определенной скоростью, дабы не дать забить его окончательно.

    2. Есть второй достойный и достаточно экономичный вариант, помимо его замены. Интересен будет вариант как для автовладельца, так и для автосервиса. Это обслуживание и чистка сажевого фильтра.

    Диагностика сажевого фильтра и решение проблемы

    Давайте рассмотрим пример и возможный выход из ситуации. Если при диагностике выходит такая надпись как на рисунке: » Сажевый фильтр переполнен» — данная ситуация взята из VAG.

    Необходимо работать над данной проблемой. Перед Вами выбор.

    Как вы видите на рисунке, разница в стоимости достигает 10-ти раз. Очистка фильтра как для владельца, так и для сервиса расходы меньше. При обслуживании сажевого фильтра, он сохранит свою работоспособность, ничего при этом не повредит, и волноваться за замену и переплачивание денег владельцу не придется.

    Как почистить и чем, мы поговорим в следующей статье. И рассмотрим такие продукты как очиститель сажевого фильтра, жидкости для очистки, и профилактические присадки для уменьшения засорения устройства при эксплуатации автомобиля.

    Читайте интересную статью по теме:

    Сажевый фильтр устройство

    Очиститель сажевого фильтра

    Источник: https://www.moly-shop.ru/blog/osobennosti-sazhevogo-filtra

    Зачем нужно удаление сажевого фильтра, каковы последствия и как сделать это на авто (в том числе дизель)

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    В 2005 году в России начал действовать экологический стандарт ЕВРО-4, серьёзно повлиявший на производителей автомобилей. С этого момента все машины, предназначенные для использования в РФ, должны оснащаться специальными компонентами, снижающими количество вредных выбросов в атмосферу. Почти на все современные авто с дизельными двигателями устанавливают противосажевые (или просто «сажевые») фильтры, которые задерживают не до конца сгоревшие компоненты топлива. Казалось бы, вещь очень стоящая, но многие привозят автомобиль в сервис для её удаления. Зачем?

    Как работает противосажевый фильтр

    Он представляет собой металлический цилиндр, заполненный керамическим материалом. Этот материал имеет ячеистую структуру — в пустотах задерживаются мелкие частицы сажи. Когда её накопится слишком много, специальный блок в двигателе активирует процесс регенерации, и фильтр очищается.

    Существует пассивная и активная регенерация. В первом случае сажа сгорает во время движения благодаря естественному повышению температуры в фильтре. Чтобы запустить пассивный процесс, нужно ехать с высокой скоростью и на большое расстояние.

    Активная регенерация запускается, если блок не может избавиться от мусора стандартным способом (например, когда вы ездите только по городу и медленно). В этом случае в цилиндр подаётся дополнительное топливо, которое смешивается с сажей и выходит в катализатор. Там смесь сгорает, а из выхлопной трубы идёт чёрный дым. Это не проходит бесследно — растёт расход топлива, увеличиваются обороты на холостом ходу.

    Так выглядит фильтр после долгой езды на качественном топливе

    Сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же?

    Часто даже опытные работники сервисных центров считают, что сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же. На самом деле разница существенна.

    • Катализатор устанавливается на машины с дизельным и с бензиновым двигателем. Он предназначен для очистки выхлопных газов от крупных примесей.
    • Сажевый фильтр используется только с дизелями. Главным отличием является мелкоячеистая структура фильтра — он улавливает даже мелкие частицы.

    Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия

    Вот несомненные достоинства удаления сажевого фильтра:

    • расход топлива уменьшается;
    • больше не придётся вызывать регенерацию повышением оборотов;
    • снижается общая температура работы двигателя, что уменьшает нагрузку на него;
    • забитый фильтр — это риск поломки силового агрегата, нет фильтра — нет риска;
    • не нужно тратить деньги на замену этого компонента в будущем.

    Примечание: есть мнение, что удаление даёт прибавку мощности двигателя. Да, это так, но разница незначительна. Эффект достигается благодаря ускорению выхода выхлопных газов, которым теперь не приходится преодолевать сопротивление фильтра.

    А вот существенные минусы:

    • машина лишается гарантии (если она есть);
    • в ряде случаев увеличивается количество чёрного дыма из выхлопной трубы;
    • увеличивается нагрузка на турбину, что несколько снижает её ресурс;
    • авто нельзя будет использовать в странах ЕС и других государствах с жёсткими требованиям к качеству выбросов;
    • процедуры должны выполнять только профессионалы — если допустить ошибку, могут возникнуть серьёзные проблемы, требующие дорогого ремонта.

    Процесс удаления: физический и программный этапы

    Процедура состоит из двух этапов — физического и программного.

    Физический нетруден. Специалисты находят банку, в которой расположены фильтр и катализатор, и вырезают её. В некоторых моделях авто для этого придётся снять выхлопную трубу. Взамен фильтра нужно что-нибудь поставить — это могут быть как обычные металлические заглушки, так и пламегасители. Установка пламегасителя немного увеличит срок службы глушителя. Если компонент оснащён датчиками температуры и зондами углекислого газа, может потребоваться их изъятие и установка в заглушку — это помогает избежать программных ошибок.

    Внешний вид изъятого сажевого фильтра

    Затем надо перепрограммировать блок двигателя. Если этого не сделать, датчики будут считать, будто фильтр постоянно забит. Результат — демонстрация кодов неисправностей, а в некоторых случаях и вовсе включается аварийный режим.

    Эта часть процедуры выполняется исключительно экспертами сервисного центра. Добиться результата можно тремя способами.

    1. Установить прошивку от той версии авто, где по умолчанию нет сажевого фильтра. Метод чреват снижением функциональности — например, на Honda CRV отключается круиз-контроль.
    2. Установить прошивку, созданную энтузиастами. Это своего рода лотерея — может повезти, а может и нет. Качество прошивок сильно варьируется.
    3. Установить прошивку от изготовителя автомобиля. Лучший вариант, не несущий практически никакого риска.

    В некоторых моделях Nissan, Toyota, Mazda и Ford невозможно выполнить стандартную перепрошивку — приходится прибегать к эмуляции. Устанавливается приспособление-обманка, заставляющее блок считать, будто фильтр расположен на своём месте. Контроллер получает сигналы и не замечает изъятия компонента. Однако у этого варианта есть недостаток — режим регенерации всё равно будет включаться, так что расход топлива не снизится.

    Можно ли удалить своими руками

    Да, можно, но делать это крайне не рекомендуется! Вероятность что-то сломать весьма высока. Помните — вы действуете на свой страх и риск!

    1. Сначала надо отсоединить датчики и разрезать болгаркой выпускную трубу, которая расположена после фильтра.
    2. Затем открутите болты со стороны двигателя, разрежьте и вскройте обшивку фильтра.
    3. Достаньте само приспособление. Возможно, понадобиться выбивать отдельные сегменты.
    4. Заварите корпус и установите его на место. Подключите датчики.

    Корпус сажевого фильтра без самого фильтра

    После этого останется только загрузить новую прошивку.

    Удаление на Renault Megane (видео)

    Нужно ли удалять сажевый фильтр? Решать только вам. Машина действительно становится более простой и дешёвой в эксплуатации, несколько возрастает мощность. Однако заказывать эту процедуру нужно только у заслуживающих доверия специалистов, иначе можно получить больше проблем, чем пользы.

    Источник: https://pol-z.ru/nuzhno-li-udalyat-sazhevyiy-filtr/

    Как удалять сажевый фильтр

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    Активная борьба за экологию сейчас ведется по всем фронтам, а уменьшение выбросов СО2 и других вредных выхлопов автомобильным транспортом считается одним из приоритетных направлений. Поэтому еще ровно 20 лет назад мировые производители машин начали активно внедрять новый элемент, интегрированный в выпускную систему – сажевый фильтр для дизельных авто. Так возник экологический стандарт Евро-4, а спустя примерно 10 лет появился и Евро-5. Причем применение сажеуловителя на легковых «дизелях» уже почти все тот же десяток лет стало обязательным условием эксплуатации автотранспорта.

    А на данный момент среди автовладельцев ведутся ожесточенные дебаты по поводу того, как удалять сажевый фильтр без вреда для автомобиля. И вообще, стоит ли заниматься таким непростым делом. Чтобы принять корректное решение, для начала следует разобраться в сути вопроса. 

    Краткий ликбез

    Результатом работы дизельного мотора является выделение оксидов углерода и азота, а также продукта, в просторечие называемого сажей. В данном случае термической, которая, в отличие от технического углерода, на порядок повышающего ходимость шин, для производства шин не годится. Зато ее широко применяют при выпуске резино-технической продукции с высокой степенью эластичности. Впрочем, речь не об этом. функция сажевика – улавливание микроскопических частиц сажи до того, как они попадут в выхлопную трубу. Поэтому данный компонент системы отработанных газов монтируется за выпускным коллектором, рядом с трубой глушителя. 

    Конструкция устройства не так уж и проста: есть металлическая колба, внутри которой размещены пористые мелкие ячейки-уловители. Внешне это выглядит как многоуровневая сетка. Однако все усложняется наличием датчиков, которые замеряют кислород, давление и температуру. Благодаря такому многоуровневому контролю выхлопные газы на 90-99% очищаются от сажевых частиц. 

     ТИПЫ ФИЛЬТРОВ. Для современного автомобилестроения было разработано три варианта противосажевых фильтров – открытого (РМ) и закрытого (DPF), а также FAP – устройства закрытого типа, но с активной регенерацией. Уловители частиц РМ сейчас практически не используются из-за многочисленных побочных эффектов. Поэтому они устанавливаются на машину дополнительно, и детально их рассматривать нет смысла. 

     ФИЛЬТРЫ DPF. Они повально присутствуют в автомобилях «Фольксваген» и изредка – у других производителей. Отличаются наличием каталитического покрытия с содержанием платины и отсутствием возможности отчистки.

    Соответственно, вопрос, удалять ли сажевый фильтр, в данном случае не стоит – в любом случае устройство через какой-то период времени придется менять на новое. Правда, все-таки существует один способ прочистки сажеулавливающих ячеек, называемый пассивной регенерацией. По сути, это процесс дожига сажи.

    Он предусматривает работу двигателя на максимальных нагрузках, вследствие чего температура выхлопных газов повышается до 500-600 С°, и накопившаяся сажа просто сгорает. 

    Однако такой метод нельзя назвать стопроцентно эффективным, поскольку все равно в фильтре остаются зольные остатки. Они образуются путем соединения солярки и моторного масла, и как-то преобразовать их во что-то более «удобоваримое» уже невозможно. Это приводит к уменьшению полезного объема сажеуловителя и уменьшению интервалов между пассивной регенерацией. 

     ФИЛЬРЫ FAP. Разработаны французскими конструкторами Peuqeot-Citroen, однако находят широкое применение в других иномарках – Тойота, Форд и пр. Тотальная ликвидация сажи в таких фильтрах схожа с той, которая применяется на фильтрах DPF. Однако есть и существенные отличия: в схему устройства включена отдельная емкость, в которой хранится присадка в топливо – церий, который нужен для того, чтобы повышать температуру даже до 1 000 С°. Как утверждают специалисты, самому устройству такой экстрим нисколько не вредит, он не подвергается разрушению. Зато сажа ликвидируется однозначно. 

    Симптомы засорения сажевого фильтра

     Нестабильная работа мотора на холостых оборотах.

     Резкий рост потребления топлива.

     Серьезное снижение динамических показателей автомобиля при разгоне.

     Повышенная дымность выхлопных газов.

     Отсутствие тяги на высоких оборотах.

     Шипение и другие посторонние звуки, не характерные для работающего двигателя.

     Повышенный уровень масла.

     Включение на панели приборов сигнала Сheck.

    О выходе из строя сажеуловителя могут сигнализировать как все вышеперечисленные признаки, таки и отдельно взятые. 

    Эксплуатационный период фильтра – от чего он зависит?

    Почти все лидеры мирового автопрома повально заявляют, что срок стабильной работы сажевого фильтра колеблется в пределах 100-150 тыс. км. И никак не меньше. И все же в такие данные верится с трудом. Как-никак, а такие «эко-защитники» применяются уже давно. И практика однозначно доказала, что цифровые данные наверняка рассчитывались для идеальных условий эксплуатации автомобилей. А в России таких условий нет однозначно, поэтому ячейки-соты забиваются гораздо раньше. 

    Самое негативное влияние на сажевый фильтр оказывает качество солярки и моторного масла. Даже скорее не само масло, а содержащиеся в нем присадки. Проблема со смазочным материалом решается достаточно тривиально – в систему следует заливать моторное масло с пометками «DPF» или «FAP» на канистре. С дизельным топливом, увы, ничего не поделаешь: на российских автозаправках частенько продается горючее с высоким содержанием серы, что приводит к катастрофическому снижению рабочего ресурса системы фильтрации отработанных газов. Вот и возникает у автовладельцев вопрос, нужен ли сажевый фильтр в принципе…

    «Эко-кастрация» собственными руками – не выход из ситуации

    Заботиться об экологии, безусловно, сегодня жизненно важно. Однако засорение сажевого фильтра доставляет столько неудобств автовладельцам, что волей-неволей они приходят к решению о ликвидации этого устройства. И в стремлении сэкономить на устранении проблемы они берутся за процедуру «эко-кастрации» либо самостоятельно, либо с привлечением дяди Васи-«механика», соседа по гаражному кооперативу. 

    Для начала нужно осознавать, что независимо от того, какая система фильтрации установлена на машине, процесс отключения будет состоять из двух сложных этапов. Первый заключается в программном удалении устройства из бортового компьютера, второй – в физическом вырезании компонента. Причем второй этап и проще, и требует меньше времени. Но с учетом кустарных условий, в которых будет проводится процедура, наверняка можно предположить, что место фильтра займет впаянный кусок трубы. По поводу датчиков можно быть уверенным только в одном: вряд ли их непрофессионалы подключат обратно. А скорее всего – сломают… 

    Что касается коррекции программной составляющей бортового компьютера, то здесь дело гораздо сложнее. Перепрошивка «мозга» автомобиля частными механиками, которые обычно используют нехитрый, а потому дешевый софт (иногда и вовсе бесплатный, из интернета) – это всегда повышенный риск плачевного результата. И этот результат в дальнейшем потребует неслабых денежных затрат, ибо допущенные ошибки придется исправлять. 

    Итак, что может стать итогом любительской попытки удаления сажевого фильтра? 

     Включение аварийного режима, что приведет к ограничению мощности двигателя.

     Некорректная работа мотора.

     Отсутствие возможности в будущем отремонтировать автомобиль из-за удаления карты ошибок – не поможет даже дилерский сканер. 

     Неспособность контролировать работоспособность датчиков. 

    Отсутствие хороших знаний в программировании у частных автомастеров или непосредственно у автовладельца – это прямой путь к дополнительным проблемам с машиной и постоянной головной боли. Ведь вернуть «как было» хотя и может получиться, но потребует сверхневероятных усилий и финансовых вложений. 

    Насколько поможет замена фильтра?

    Все-таки идеальным способом борьбы с забитым сажеуловителем является его замена. Отпугивает лишь цена вопроса: оригинальное сертифицированное изделие может стоить от 1 000 до 3 000 «вечнозеленых» – многое зависит от конкретной марки и модели машины. Стоимость услуги профессиональных автомастеров указывать нет смысла ввиду широкого разброса цен. Например, в Москве вполне реально выложить и 5 000, и 10 000, и даже 15 000 рублей. 

    Кроме того, перед тем, как удалять сажевый фильтр с последующей установкой нового, стоит призадуматься, насколько его хватит. Ведь качество заливаемого в бак топлива не изменится. И отнюдь не через 100-150 тыс. км, заявленных производителем эксплуатационного ресурса, а гораздо раньше, процедуру замены сажеуловителя придется повторить.

    С учетом явно неподъемной цены на это мало кто из автовладельцев согласится – уж лучше продать автомобиль по системе Trade-in, доплатить и купить новенькую машину из автосалона. Второй вариант предполагает профессиональное «глушение» фильтра в автотехцентрах, в которых есть и все необходимое оборудование, и квалифицированный персонал.

     

    Идем на компромисс

    Эффективное решение с сажевыми фильтрами лежит в области деликатной программной перепрошивки электронного блока управления (ЭБУ), заглушку клапана EGR и физическое удаление устройства. Вот краткий список требуемых для этого действий. 

    КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой путем считывания ошибок выясняется, в чем причина проявления забитости фильтра – повышенная дымность, «едкость» выхлопов, уменьшение тяги пр. Когда становится ясным, что в этом задействован сажеуловитель, процесс продолжается. 

    ПЕРЕПРОШИВКА ЭБУ. Вначале считывается файл с последующей корректировкой данных, затем обновленный софт снова инсталлируется в электронный блок управления. 

    ВЫРЕЗАНИЕ ФИЛЬРА механическим способом. Также глушится клапан EGR, затем все датчики подключаются обратно. Длительность данного этапа зависит от количества и сложности работ: как минимум потребуется 1 ч, как максимум – 6 часов. 

    СТИРАНИЕ ОШИБОК. Кроме того, проводится контрольная компьютерная диагностика. 

    После корректного отключения фильтра ЭБУ перепрограммируется так, чтобы сажевик и EGR были стопроцентно извлечены из программной части работы автомобиля. Заодно корректируется штатная карта подачи топлива – это дает возможность перенастроить датчики и убрать функцию регенерации. 

    Плюсов больше, чем недостатков

    В любом половинчатом решении всегда заложен и позитив, и негатив. Если говорить о минусах удаления сажеуловителя, то их немного.

     Повышенный выброс сажевых частиц в атмосферу. Впрочем, это не помешает успешно пройти техосмотр.

     Потенциальные проблемы с путешествием по странам Евросоюза: если на границе обнаружится, что автомобиль в плане выбросов не соответствует требованиям экостандарта Евро-5, его могут «завернуть» обратно. Как вариант, придется заехать в автосервис для монтажа дорогостоящего оборудования. 

     Пагубное влияние на экологию, которое может морально давить на некоторых автовладельцев. 

    Список преимуществ «эко-кастрации» более обширен:
     восстановление динамических показателей силового агрегата и стабильность работы;
     уменьшение расхода горючего и снижение чувствительности к его качественным показателям;
     отсутствие необходимости использовать специальные, а потому дорогие масла и пр.

    И все-таки не будем забывать моральный аспект. Ведь, удаляя сажевик, мы наносим непоправимый вред природе. В конце концов, в глобальном потеплении на планете есть часть вины и автовладельцев…

    Источник: https://avtoinstruktor199.ru/news/kak-udalyat-sazhevyij-filtr/

    Использование дизельного сажевого фильтра

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    Забивание сажевого фильтра в автомобилях, работающих на дизельных двигателях, происходит в случае эксплуатации авто на коротких дистанциях. Фильтр не успевает прогреться до нормальной рабочей температуры, чтобы полноценно ликвидировать скопившуюся сажу. При возникновении проблемы произведите чистку или удаление сажевого фильтра дизельного двигателя.

    Владельцы дизельных авто должны знать — если фильтр забился, машина автоматически включает функцию регенерации. Это означает, что для достижения высокой температуры выхлопных газов в мотор транспортного средства начинается впрыскиваться больше топлива. Если процесс регенерации не выполняется по каким-нибудь причинам, DPF (сажевый дизельный фильтр) будет засоряться с каждой поездкой больше, в результате эффективность работы приравнивается к нулю.

    Сигнал DPF на панели приборов

    Процесс очищения

    Очистку противосажевого элемента проводите при возникновении серьезных проблем либо в момент техобслуживания авто. На автомобильном рынке появилось множество специальных препаратов для предотвращения засорения DPF.

    Срок эксплуатации определяется частотой прожигов элемента. Если процесс происходит часто, то много катализатора выгорит безвозвратно. Если говорить научным языком, то снижением рабочей температуры этой процедуры и увеличением пробега между прожигами можно добиться большего ресурса эксплуатации DPF.

    Ресурс элемента рассчитан на 120-150 тысяч км пробега транспорта и реже — на 180 тысяч. Срок эксплуатации зависит от нормальной и корректной работы мотора, а также от стиля езды на авто и самого важного — качества заправляемого топлива. Поэтому срок использования элемента при неправильной эксплуатации двигателя может и не достичь 100 тысяч км.

    Добавление присадок для DPF в бензобак

    Процесс очистки DPF проводите на ранней стадии загрязнения компонента. Процедура предназначена для улучшения пропускной способности — она решит и проблемы с малой мощностью двигателя.

    Очистку элемента можно произвести недорого на СТО, если фильтр только начал засоряться. Попытайтесь избавиться от проблемы собственноручно, если DPF загрязняется на ранней стадии. Компонент представляет собой сетку, которая во время эксплуатации авто засоряется продуктами сгорания топлива. Для очистки используйте специальную добавку, которая заливается в бак транспорта и смешивается с горючим.

    Способ чистки при помощи добавления присадок эффективный и популярный метод среди отечественных автолюбителей. Но регулярное использование контрафактных средств или присадок от сомнительного изготовителя может навредить топливной системе. Покупайте продукцию, рекомендуемую производителем авто.

    Есть и другой вариант решения проблемы — снятие DPF. С деталью нужно сделать следующее:

    • демонтировать, придерживаясь действий, описанных в инструкции по эксплуатации;
    • замочить компонент на какое-то время в специальном химическом средстве (от 15 минут до нескольких часов в зависимости от средства);
    • продуть под действием высокого давления;
    • установить элемент обратно на его место.

    Можно ли промывать?

    Все больше компаний осваивает технику промывки дизельных сажевых фильтров. Так, у владельца авто отпадает необходимость покупки нового элемента. Затея обойдется недешево водителю: в зависимости от производителя авто DPF может стоить от 60 до 150 тыс. руб. (17-35 тыс. грн.).

    Внимание! Промывку DPF нельзя производить водой, иначе поломка двигателя гарантирована! Для этого используются специальные средства.

    Жидкость STEP 1 и STEP 2 и зонд

    Чтобы почистить сажевый фильтр, должны использоваться специальные очищающие средства, впрыскивающиеся через отверстия на DPF и растворяющие скопившиеся там предметы сгорания. Так, сажа сжигается непосредственно внутри системы. Рассмотрим процесс по шагам:

    1. С выхлопной системы демонтируйте датчик измерения давления и температуры.
    2. Затем через имеющееся отверстие вводится специальный зонд, через который на DPF распыляется очищающий раствор. Если фильтр не снимается с места крепления, используйте щелочной раствор на водной основе. Это обязательно для соблюдения пожарной безопасности.
    3. Процедуру повторите несколько раз с интервалом в 5 секунд и с такой же паузой. Это делается, чтобы раствор начал свое действие. Чтобы повысить эффективность очистки, зонд вращайте вокруг оси, периодически двигайте его вперед-назад.
    4. Возьмите промывочную жидкость, другой зонд и процесс повторяйте со всеми временными интервалами. Продукты после сгорания в DPF растворяются и распределяются по очистительному элементу так, что могут быть ликвидированы в момент регенерации.
    5. Когда процесс завершен, а датчик установлен на место, произведите контрольную обкатку транспорта минимум 20 минут с последующим запуском процесса регенерации. Либо процедура начнется в автоматическом режиме двигательной системой.

    Преимущество промывки DPF — экологическая безопасность. Сожженные предметы сгорания не попадут в окружающую среду, а будут ликвидированы в процессе.

    Важно! Не пытайтесь заняться самостоятельной промывкой фильтрующего элемента не имея достаточных знаний и оборудования! Промывку производите на специализированных СТО, где мастера досконально знают нюансы процесса.

    Удаление

    Новый DPF стоит немалых денег, особенно фильтры оригинального производства. Процесс замены не представляет сложности и заключается в демонтаже старого и установке нового элемента. Но отечественные автомобилисты осуществляют такие действия редко. Это связано с высокой стоимостью деталей.

    Гораздо чаще автолюбители прибегают к удалению DPF — способ решение проблемы загрязненного компонента. Его удаление уменьшит расход дизельного топлива, поскольку водителю не придется ездить время от времени на повышенных оборотах для регенерации. Демонтаж элемента увеличит мощность транспорта и забудете о риске выхода из строя двигателя в результате засорения фильтрующей детали.

    Новый распакованный DPF

    Какие преимущества получает водитель удалив противосажевый фильтр:

    • пропадут ошибки в аварийном режиме связанные с DPF;
    • прекратится процедура регенерации, уровень масла не будет повышаться, а при движении в пробках из выхлопа не будет идти черный или сизый дым;
    • не придется ждать конца регенерации, если необходимо срочно заглушить авто, а также не придется дополнительно «наматывать» километры для очистки DPF.

    Решили сделать своими руками, процесс выполняйте в нескольких этапах. Не имея опыта, не занимайтесь этим сами. В случае допущения ошибки ремонт может стоить гораздо дороже.

    Методы удаления

    1. Физическое. Доберитесь до места расположения DPF, и при помощи болгарки вырежьте отсек с фильтрующим элементом и катализатором. На их место нужно монтировать специальный пламегаситель, либо просто приварите кусок металлической трубы. Монтаж пламегасителя повысит долговечность выхлопной системы и глушителя. Кроме того, увеличится мощность мотора, а звук выхлопа будет тише.
    2. Программное удаление компонента.

      В целях избежания возникновения ошибок в электронном блоке управления двигателем в кусок приваренной металлической трубы нужно добавить датчик измерения температуры выхлопа и лямбда-зонд. После удаления DPF придется произвести чип-тюнинг транспорта с целью ликвидации остатков сгорания черного цвета. Однако, после удаления мотор будет не таким «капризным» в обслуживании, но о гарантии от производителя забудьте.

    За процедуру удаления на станции придется заплатить около 30 тысяч руб. (7-10 тыс.

    гривен). Все зависит от расположения элемента (под капотом или под днищем).

    от Александра Новикова «Удаление фильтра на автомобиле Renault Megane»

    Источник: https://avtozam.com/dvigatel/vypusk/dizelnyiy-sazhevyiy-filtr/

    Сажевый фильтр — резать или чистить

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    Дизельные двигатели все более и более популярны — это видно и по тому, что большинство читателей блога, а также покупателей нашего магазина, обращаются с разного рода проблемами именно дизельных двигателей.

    Основными причинами обращения «дизелистов» являются: — повышенная дымность — шумность работы двигателя — падение тяги и/или повышенный расход топлива

    — загорелась аварийная лампочка сажевого фильтра FAP/DPF

    Тематике сажевого фильтра FAP/DPF уже были посвящены две статьи:

    Регенерация сажевых фильтров дизельных двигателей и

    Масла для «дизелей» с сажевым фильтром

    В этой, третьей, статье я хочу внести ясность в вопрос физического удаления сажевого фильтра FAP/DPF.

    Что предлагают нам «хирурги», чем мотивируют автомобилиста, какие преимущества удаления рисуют ?

    1. Больше никогда не будет регенераций, не будет позорного белого дыма на светофорах.

    2. Больше не будет ошибки Check Engine.

    3. Не будет потери мощности после 3000 об/мин.

    иногда еще обещают

    4. Увеличение мощности двигателя.

    Разберем предложение «хирургов» по-пунктам.

    1. Позорный белый дым.

    Да — в процессе регенерации фильтра FAP/DPF из выхлопной трубы может выходить белый или черный дым. Если автомобиль эксплуатировать и обслуживать правильно, то регенерация будет происходить очень редко и Вы никогда ее не заметите.

    Вопрос в студию — что позорнее:

    — иногда белый дым из выхлопной трубы на светофоре
    или
    — густой черный при каждом нажатии на педаль газа ?

    Если удалить сажевый фильтр, то при каждом нажатии на педаль газа, а значит и на каждом светофоре, и просто при движении, из выхлопной трубы будет валить черный дым — фильтра то уже нет !

    2. Больше не будет ошибки Check Engine.
    3. Не будет потери мощности после 3000 об/мин.

    Пункты 2 и 3 взаимосвязаны — когда сажевый фильтр забивается, на панели приборов загорается сигнал Check Engine (либо другой сигнал или комбинация сигналов — зависит от марки автомобиля) и двигатель переходит в аварийный режим, в котором обороты не поднимаются выше 3.000 об/мин.

    Должен сразу заметить, что такая ситуация говорит о том, что автовладелец просто наплевал на все предшествующие симптомы, такие как частая регенерация, падение тяги, увеличение расхода топлива … и «проснулся» только тогда, когда уже «жареный петух клюнул».

    Если фильтр не доводить до забитого состояния, то и проблем не будет.

    Как уже было показано вот в этой статье, ресурс сажевого фильтра вполне может составить 700.000 км — Вам этого недостаточно ?

    Да, конечно, для такого ресурса необходимо выполнять ряд простейших условий:

    Тяжело выполнять эти пять условий ? Есть в этих условиях сверхъестественные требования ?? НЕТ !!!

    Еще один аргумент «хирургов» — повышение мощности: мол, сажевый фильтр душит двигатель и  если его удалить — то двигателю становится легче «дышать», а мощность увеличивается.

    Такие же аргументы приводят и владельцам бензиновых двигателей, предлагая удалять катализатор.

    Абсолютная глупость !!!

    Чистый сажевый фильтр, как и чистый катализатор, практически не оказывает сопротивления потоку выхлоных газов и отнимает у двигателя примерно 0,5 — 2,0% мощности !!!

    Просто не надо засирать двигатель и его системы впуска / выпуска  — простите мой «французский» …

    А теперь давайте поговорим о том, о чем «хирурги» Вам не скажут — о рисках операции по удалению сажевого фильтра.

    1. Удаляя сажевый фильтр, Вы выпускаете в атмосферу большое количество черного дыма = сажи.

    Во-первых, тут есть и эстетический, и экологический аспекты:

    — черный дым из трубы при каждом нажатии на педаль газа — это не очень красиво;

    — выпуская дым Вы загрязняете окружающую среду, пачкаете родной город, отравляете воздух.

    Если Вы считаете «подумаешь — одна моя машина немного загрязняет, Земля большая«, то Вы думаете как типичное быдло, которому наплевать на всех.  Но такое быдло не должно забывать, что оно само тоже будет дышать собственной сажей, и все пассажиры его автомобиля будут дышать этой сажей, а сажа дизельного двигателя вызывает рак легких.

    Хочешь жить — фильтруй базар выхлопные газы.

    2. Удаление FAP/DPF сопряжено с большим риском поломки бортового компьютера.

    Недостаточно просто вырезать или выбить из выхлопной трубы фильтр FAP/DPF — надо еще и обмануть датчики, иначе бортовой компьютер (ЭБУ) сразу включит аварийный режим и автомобилем невозможно будет пользоваться.

    В автомобилях позже 2010 года выпуска перепрошивка ЭБУ возможна только при помощи его перепайки, то есть бортовой компьютер необходимо выдрать из автомобиля, вскрыть его, выпаять его родные чипы и припаять поддельные, и потом поставить ЭБУ на место.

    Многие такие «перепайщики» никакой гарантии на свою работу не дают вообще, но даже если Вам дают такую гарантию (на неделю, на месяц, на год, пожизненно — не важно) то Вы должны понимать очень четко:

    — на заводе пайка выполняется высокоточными роботами, в специальных условиях, температура пайки, состав флюса и припоя строго контролируются и каждый (!!!) произведенный ЭБУ проходит строжайший контроль на специальном стенде перед тем, как попасть на конвейер и быть установленным в автомобиль.

    Достичь таких условий в гараже или мастерской просто невозможно — поэтому после такой кустарной работы в любой момент может отпаяться ножка чипа, или «коротнуть» дорожка, перегретая в процессе пайки, или в корпус ЭБУ может попасть влага из-за нарушения его герметичности …

    Это может произойти где угодно, например на автобане в Германии за 2.000 от дома или в зоне плохого приема GSM в Карпатах на Украине, и Вы будете долго ждать помощи. А «хирург» Вам потом честно вернет Ваши 100 Евро за пайку.

    Еще один миф связан с удалением EGR — клапана рециркуляции выхлопных газов.

    Клапан EGR предназначен для снижения токсичности выхлопа двигателя — то есть если Вы удаляете этот клапан, то повышается ядовитость выхлопа Вашего автомобиля, которым дышат не только окружающие (на которых Вам может быть наплевать), но дышите и Вы сами, и все пассажиры Вашего автомобиля !!!

    И снова абсолютная чушь, которую может говорить только жулик или неуч !!!

    Клапан EGR {на дизелях} открывается только на холостом ходу и при движении без нагрузки, например при движении по трассе с равномерной скоростью — в такой ситуации часть выхлопных газов подается обратно в цилиндры. За счет этого уменьшается токсичность выхлопных газов.

    Но как только Вы нажимаете на педаль газа для того, чтобы ускориться, клапан EGR моментально закрывается и двигатель работает так, как будто никакого клапана и нету !

    Разумеется, если Вы не ухаживаете за собственным автомобилем, тогда клапан EGR покрывается сажевыми и смолистыми отложениями, очень прочными и липкими, после чего этот клапан перестает плотно закрываться, или может вообще застрять в открытом положении, тогда разумеется мощность двигателя упадет — НО НЕ НАДО БЫЛО ЗАСИРАТЬ ДВИГАТЕЛЬ (пардоне муа пур муа Франсе).

    Если просто заглушить клапан, тогда у большинства двигателей будет происходить очень опасный эффект — после сброса газа (отпустили педаль) обороты не падают в течение 15-20 секунд !!! На многих машинах двигатель просто перейдет в аварийный режим.

    Заглушка клапана EGR с перепрошивкой ЭБУ сопряжена с теми же рисками, что и удаление сажевого фильтра FAP/DPF — смотри выше.

    РЕЗЮМЕ

    Если Вы раздумываете о физическом удалении сажевого фильтра FAP/DPF или клапана EGR, то теперь Вы знаете, что это всегда сопряжено с негативными последствиями, такими как токсичность и дымность выхлопа, кроме того всегда остается риск повреждения дорогостоящего Электронного Блока Управления (ЭБУ).

    В то же время компания Lubrico.MD предлагает совершенно безопасные альтернативные методы, которые позволяют не только эффективно устранить проблему с фильтром FAP/DPF или клапаном EGR, но и предотвратить возникновение этой проблемы в будущем на протяжении сотен тысяч километров пробега !!!

    Источник: http://www.lubrico.md/sazhevy-j-fil-tr-rezat-ili-chistit/

    Сажевый фильтр – что ты такое?

    Как убрать сажевый фильтр на дизельном двигателе?

    Всем хорош дизельный мотор. Даже экологам, уже успевшим мертвой хваткой вцепиться в бензиновые автомобили, дизели какое-то время были безразличны: действительно, содержание CO в выхлопных газах у дизелей низкое, и, пока экологи боролись в первую очередь с выбросами монооксида углерода, дизели спокойно вписывались в эти требования чисто конструктивно.

    А вот когда речь зашла об оксиде азота, дизелям пришлось туго. Дело в том, что при нормальной настройке дизеля как раз оксид азота-то и образуется активно. Если же добиться его минимального выброса, то растет доля сажи в выхлопных газах, и никуда от этого в дизельном моторе не деться. Но, если оксид азота еще можно «придушить» катализатором, то сажу можно только отфильтровать. Так и появилась еще одна «душилка» — сажевый фильтр, он же DPF или FAP.

    Принцип работы сажевого фильтра

    Сажевый фильтр дизельного двигателя похож внешне на обычный катализатор: это такая же мелкоячеистая структура. Но, если катализатору это необходимо для максимального увеличения площади контакта отработанных газов с активным материалом, то ячейки DPF просто фильтруют механически.

    Отсюда и очевидная проблема. Катализатор при работе не изнашивается и в идеальных (увы, недостижимых) условиях работы практически вечен. Сажевый фильтр же постепенно забивается, увеличивая сопротивление выпуска: на практике автосервиса можно вспомнить случаи, когда при работе двигателя корпус фильтра заметно начинал «играть», раздуваясь из-за чрезмерного давления, вызванного забитыми ячейками. Мотор при этом, естественно, еле тянет и постоянно стремится заглохнуть.

    Решение у проблемы простое – сажа по сути состоит из углерода, а в выхлопных газах дизеля практически всегда есть кислород. То есть, если значительно поднять температуру сажевого фильтра, в нем при работе двигателя запустится окисление сажи.

    Абсолютно чистая сажа полностью уйдет из фильтра в виде углекислого газа, в реальном же мире останется куда меньший объем золы – именно поэтому для дизелей с сажевыми фильтрами указывается применение только малозольных моторных масел.

    Даже при минимальном угаре масло все равно попадает в фильтр, и соответственно должно обеспечивать как можно меньший твердый остаток при сгорании. Солярка, естественно, тоже нужна качественная.

    Регенерация сажевого фильтра

    Прожиг, или регенерация, фильтра запускается системой управления двигателем автоматически, как только измеренный объем сажи в фильтре превышает заданный порог. Как он измеряется? Способ замера косвенный – на входе и выходе сажевого фильтра стоит дифференциальный датчик давления. Он передает на ЭБУ именно информацию о том, какова разница между давлениями до и после DPF, а та уже пересчитывается в граммы.

    Но для эффективного автоматического прожига необходимо соблюдать ряд условий, и в первую очередь это достаточно долгое равномерное движение машины на повышенных оборотах. То есть, если ваш автомобиль ездит только по городу, регенерация может не запуститься никогда! Чтобы ускорить регенерацию и сделать ее возможной даже в городе, на фильтрах типа FAP (чаще всего встречаются на автомобилях Peugeot/Citroen, так как концерном PSA эта система и разработана) практикуется впрыск в фильтр специальной жидкости, позволяющей сжигать сажу не на 700-800 градусах, как это происходит у DPF, а на 400-500.

    Если же авторегенерация не помогает, на приборной панели загорается соответствующий индикатор, указывающий на необходимость визита в сервис. Там при помощи диагностического сканера ЭБУ двигателя переводится в режим принудительного прожига:1. Мотор выводится на повышенные обороты, начиная разогревать фильтр и продувать его остаточным кислородом в отработанных газах. Поскольку автомобиль стоит на месте и не обдувается воздухом, нагревается он быстрее.2.

    При достижении заданной температуры (за ней следит термопара в корпусе фильтра) открывается специальная форсунка, по которой солярка подается сразу фильтр. Так что прожигается он буквально: его разогревает горящее внутри топливо.3. Фильтр прогревается до заданной температуры и удерживается на ней запрограммированное время. Со стороны это выглядит специфически: ревущий мотор, рядом (а тем более напротив) с выхлопной трубой невозможно стоять – поднесенная к ее срезу свежая травинка моментально высыхает и начинает обугливаться.

    4.

    Далее обороты сбрасываются, идет фаза охлаждения. По новому замеру дифференциального давления высчитывается количество выжженной сажи.

    Удаление сажевого фильтра на дизеле

    Но зола в фильтре копится со временем даже при использовании высококачественного топлива и моторного масла, регулярных удачных прожигах. Сажевый фильтр неизбежно приходит в негодность. А его замена – дело отнюдь не дешевое.

    Но нужно учесть, что для работы самого дизельного двигателя он не имеет никакого значения. То есть его можно удалить из системы выпуска отработанных газов. Однако просто удалить фильтр нельзя – моментально загорится ошибка, и ЭБУ впрыска перейдет в аварийный режим работы. Поэтому обязательно выполняется перепрограммирование блока управления либо на заводскую (от аналогичной комплектации, но без сажевого фильтра), либо на модернизированную прошивку.

    Такой способ решения проблем наиболее востребован, поскольку позволяет избавиться от потенциально «узкого» места раз и навсегда. К тому же, раз уж все равно нужно перешивать «мозги», то можно исправить и программные «душилки» экологов, сделав машину заметно динамичнее: турбодизели вообще очень хорошо относятся к чип-тюнингу. Да и моторное мало можно после этого лить обычное, без заветного значка lowSAPS на канистре: вот и еще одна экономия. На автомобилях с FAP исчезает необходимость к регулярной доливке спецжидкости в бачок под капотом.

    Промывка сажевого фильтра

    А можно сделать еще дешевле: Интернет пестрит объявлениями о промывке сажевых фильтров, и обойдется это дешевле удаления. Однако не все так просто, и часто такая процедура не более полезна, чем промывка форсунок прямым ходом сольвента прямо на работающем моторе.

    Здесь дело в том, что наибольшая часть загрязнений находится в фильтре, естественно, со стороны двигателя. И с этой же стороны при промывке подается сольвент: то есть, размывая отложения сажи, он неизбежно заставит ее проникать глубже в фильтр.

    Часть ее, конечно, удалится, но часть останется, и останется там, откуда в дальнейшем ее будет удалить труднее. Так что в перспективе большого пробега мы фактически лечим болезнь, лишь глуша ее внешние симптомы: вроде бы становится легче, а в итоге патологоанатом с удивлением разглядывает, до чего мы себя довели.

    Заметнее всего эффект промывки после длительной езды на низкокачественном топливе: смолистые отложения в фильтре сольвент удаляет хорошо.

    Применяются для промывки не только сольвенты. Так, Liqui Moly предлагает для этого специальную жидкость-катализатор, порционно впрыскиваемую перед фильтром между прогонами двигателя на рабочем режиме. Ничего не напоминает? Правильно, фактически речь идет не о промывке как таковой, а о копировании принципа FAP. То есть такая жидкость облегчает «самопрожиг» фильтра, но сама по себе ничего не моет.

    В общем случае рекомендация выбора лучшего варианта очевидна – если принудительный прожиг не приводит к достаточному снижению массы сажи в фильтре, а сама система исправна (это важно – негерметичность в трубках дифференциального датчика давления приведет к ошибке расчета, и машина будет постоянно требовать прожиг даже на чистейшем фильтре!), проблему лучше всего решить раз и навсегда, удалив фильтр как таковой (или заменив на новый), а не пытаясь растянуть его остаточный ресурс.

    Автоклуб78 http://autoclub78.ru

    Источник: http://autoclub78.ru/remont-avtomobilya/sazhevyj-filtr